75 лет легендарному подвигу советских лётчиков

22 июля исполнилось 75 лет легендарного беспосадочного перелёта экипажа советских лётчиков под руководством Валерия Чкалова по маршруту Москва – Петропавловск – Камчатский – остров Удд. В Хабаровском крае на острове Чкалов в Николаевском районе  прошло мероприятие в честь памяти участников легендарного перелета. Членами экипажа на легендарном АНТ- 25 были Георгий Байдуков, Александр Беляков.

Для участия в памятном мероприятии об этом событии в Хабаровский край прилетали родственники легендарных лётчиков. Среди их была дочь Валерия Чкалова. Прилетели внучка с правнучкой Георгия Байдукова, внуки Александра Белякова. Родственники легендарных лётчиков и губернатор края возложили цветы к монументу героев перелёта.

В своём памятном слове о событии, Губернатор впервые признательно сказал о героизме советского времени: “С момента события, которое мы сегодня торжественно отмечаем, прошло уже три четверти века. Но его значение продолжает оставаться очень важным как для страны, так и для многих из нас. Самые современные самолёты, которые мне довелось строить на заводе в Комсомольске-на-Амуре, разрабатывал конструктор Павел Осипович Сухой. Он же участвовал в создании самолёта АНТ-25, на котором Валерий Чкалов с экипажем совершил 75 лет назад беспосадочный перелёт на Дальний Восток. Острова в заливе Счастья сразу переименовали в Чкалов, Байдуков, Беляков. Это было первое в СССР прижизненное присвоение имени”.

И закончил словами: “Это был триумф не только Чкалова и его соратников по перелету, но и всей советской авиации. Миру был показан высокий уровень советской техники и, в частности, самолетостроения. Имея такую историю государства, мы обязаны помнить её и не пасовать перед трудностями”.

 

Г. Хабаровск                                                                               М.Веснин

 

 

P.S.: Хочу, чтобы каждый, кто прочтёт ниже, сравнил два описанных события, и ответил на вопрос, что же с нами случилось, и почему мы относимся к своей истории и людям своим хуже, чем наши потенциальные противники – соперники.

 

–Год спустя после совершенного первого в мире сверхдальнего перелёта на Дальний Восток, принимая Чкалова и его товарищей-героев в Белом доме, после перелёта ими через Северный ледовитый океан в Америку, прикованный к инвалидной коляске президент Рузвельт попросил своих помощников, чтобы они приподняли его, когда он приветствовал русских летчиков. Это было знаком глубокого уважения – до тех пор Франклин Рузвельт не оказывал такой чести никому. О Чкалове и  его товарищах писала вся американская пресса: «Первый в мире перелет через Северный полюс!», «Из России в Америку за 63 часа!», «Небо над Ледовитым океаном покорено!», «Трое русских совершили невозможное!», «Люди научились летать лучше птиц!» – броские заголовки украшали первые страницы всех изданий. Выступая в Нью-Йорке, Чкалов шутливо сказал: «Я прошу своих американских друзей извинить меня, что мы их опередили на несколько лет…»

В Рязани в честь лётчика Белякова Александра названа улица и 17 сентября 2010 года установлен бюст. В октябре 2010 года бюст был разбит вандалами.

 

Чкалов, Валерий Павлович

Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Период жизни. 20 января (2 февраля) 1904—15 декабря 1938.

Место рождения, село Василёво, Балахнинский уезд, Нижегородская губерния, Российская империя.

Советский лётчик-испытатель, комбриг, Герой Советского Союза. Командир экипажа самолёта, в 1937 году совершившего первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в Ванкувер (штат Вашингтон, США).

Родился в семье котельщика Василёвских казённых мастерских. Мать умерла рано, когда Валерию было 6 лет. В семь лет Валерий пошёл учиться в Василевскую начальную школу, затем — в училище. В 1916 году по окончании школы отец направляет его на учёбу в Череповецкое техническое училище. В 1918 году училище было закрыто, и Валерию пришлось вернуться домой. Он стал работать подручным у отца, молотобойцем в кузнице, а с началом навигации поступил на работу кочегаром на землечерпалку.

 

В навигацию 1919 года Валерий Чкалов работал кочегаром на пароходе «Баян» на Волге и тогда впервые увидел самолёт. После этого он принял решение и, уволившись с парохода, в том же году ушёл служить в Красную Армию. Его направили слесарем-сборщиком самолётов в 4-й Канавинский авиационный парк в Нижнем Новгороде.

 

В 1921 году Чкалов добился направления на учёбу в Егорьевскую военно-теоретическую школу ВВС, после её окончания в 1922 году направлен на дальнейшую учёбу в Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков, окончил её в 1923 году. В 1923—1924 годах в соответствии со сложившейся в то время практикой подготовки военных лётчиков он также проходил обучение и в Московской военно-авиационной школе высшего пилотажа, а затем в Серпуховской высшей авиационной школе стрельбы, бомбометания и воздушного боя.

 

В июне 1924 года военный лётчик-истребитель Чкалов был направлен для прохождения службы в Ленинградскую Краснознамённую истребительную авиаэскадрилью имени П. Н. Нестерова. За время службы в эскадрилье он проявил себя как дерзкий и отважный лётчик. Совершал рискованные полёты, за что получал взыскания и неоднократно отстранялся от полётов. По легенде, один раз Чкалов даже пролетел под Кировским мостом в Ленинграде. Для фильма «Валерий Чкалов» этот полет повторил летчик Евгений Борисенко. В то же время имел серьёзные проблемы с дисциплиной, которые окончились крупными неприятностями — 16 ноября 1925 года был осуждён военным трибуналом к 1-му году лишению свободы за драку в пьяном виде, затем срок был снижен до 6 месяцев.

 

В 1927 году Чкалов женился на ленинградской учительнице Ольге Ореховой. В марте 1928 года переведён на службу в 15-ю Брянскую авиационную эскадрилью, жена с сыном Игорем остались в Ленинграде.

 

В Брянске Чкалов совершил аварию, был обвинён в воздушном лихачестве и многочисленных нарушениях дисциплины. Приговором военного трибунала Белорусского военного округа от 30 октября 1928 года Чкалов был осуждён по статье 17 пункт «а» Положения о воинских преступлениях и по статье 193-17 УК РСФСР к 1 году лишению свободы, а также был уволен из Красной Армии[4]. Отбывал наказание недолго, по ходатайству Я. И. Алксниса и К. Е. Ворошилова менее чем через месяц наказание было заменено на условное и Чкалов был освобождён из Брянской тюрьмы.

 

Будучи в запасе, в начале 1929 года Чкалов вернулся в Ленинград и по ноябрь 1930 года работал в Ленинградском Осоавиахиме, где руководил школой планеристов и был лётчиком-инструктором.

 

В ноябре 1930 года Чкалов был восстановлен в воинском звании и направлен на работу в Московский Научно-исследовательский институт ВВС РККА.

 

За два года работы в НИИ он совершил более 800 испытательных полётов, освоив технику пилотирования 30 типов самолётов. 3 декабря 1931 года Чкалов участвовал в испытаниях авиаматки (воздушного авианосца), которая представляла собой тяжёлый бомбардировщик, нёсший на своих крыльях и фюзеляже до пяти самолётов-истребителей.

 

С января 1933 года Валерий Чкалов вновь в запасе и переведён на работу лётчиком-испытателем Московского авиационного завода № 39 имени Менжинского. Он испытывал новейшие самолёты-истребители 30-х годов И-15 (биплан) и И-16 (моноплан) конструкции Поликарпова. Он также принимал участие в испытаниях истребителей танков «ВИТ-1», «ВИТ-2», а также тяжёлых бомбардировщиков «ТБ-1», «ТБ-3», большого количества опытных и экспериментальных машин ОКБ Поликарпова. Автор новых фигур высшего пилотажа — восходящий штопор и замедленная бочка.

 

5 мая 1935 года авиаконструктор Николай Поликарпов и летчик-испытатель Валерий Чкалов за создание лучших самолётов-истребителей были награждены высшей правительственной наградой — орденом Ленина.

Осенью 1935 года лётчик Байдуков предложил Чкалову организовать рекордный перелёт из СССР в США через Северный полюс и возглавить экипаж самолёта. Весной 1936 года Чкалов, Байдуков и Беляков обратились в правительство с предложением провести такой перелёт, но Сталин, опасаясь повторения неудачной попытки перелета Леваневского лично указал другой план маршрута: Москва — Петропавловск-Камчатский.

 

Этот перелёт стартовал 20 июля 1936 года и продолжался 56 часов до посадки на песчаной косе острова Удд. Общая протяжённость рекордного маршрута составила 9375 километров. Уже на острове Удд на борт самолета была нанесена надпись «Сталинский маршрут», сохранённая и при следующем перелёте — через Северный полюс. Оба чкаловских перелёта официально носили это название вплоть до начала «борьбы с культом личности Сталина» и литературных подчисток. За перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза с вручением ордена Ленина: медаль Золотая Звезда, введённая в 1939 году уже после смерти Чкалова, была вручена только в 2004 году его детям. Об исключительной важности этого перелёта для того времени говорит тот факт, что возвращающийся в Москву самолёт приехал лично встречать на аэродром И. В. Сталин. С этого момента Чкалов приобрёл всенародную известность в СССР.

 

Чкалов продолжал добиваться разрешения на совершение перелёта в США, и в мае 1937 года разрешение было получено. Старт самолёта АНТ-25 состоялся 18 июня. Полёт проходил в значительно более сложных условиях, чем предыдущий (отсутствие видимости, обледенение и т. д.), но 20 июня самолёт совершил благополучную посадку в американском городе Ванкувер (штат Вашингтон, США). Протяжённость перелёта составила 8504 километра.

 

За этот перелёт экипаж был награждён орденами Красного Знамени.

 

12 декабря 1937 года Валерий Чкалов был избран депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР от Горьковской области и Чувашской АССР. По просьбе жителей Василёва их посёлок был переименован в Чкаловск.

 

Чкалову предлагали занять государственную должность, но он продолжал заниматься испытательской работой.1 декабря 1938 года он был срочно вызван из отпуска для проведения испытаний нового истребителя И-180.

 

Чкалов погиб 15 декабря 1938 года при проведении первого вылета на самолёте И-180 на Центральном аэродроме. Это был первый полёт нового истребителя конструкции Поликарпова. Полёт готовился в страшной спешке, нужно было успеть до конца года.

 

Полетное задание предписывало Чкалову совершить первый полёт без уборки шасси с ограничением скоростей … по маршруту Центральный аэродром, на высоте 600 м. Тем не менее он покинул границы Ходынского поля и пролетел над ближней дачей Сталина, сделав своеобразный подарок ко дню рождения вождя.

 

В этот день температура воздуха была минус 24 °C. Уже при заходе на посадку двигатель М-88, не оснащённый лобовыми жалюзи, переохладился и при попытке изменить режим его работы заглох. Чкалов пытался дотянуть до аэродрома. Но уже на подходе, видя, что самолёт не перелетит через жилые бараки, где могли быть люди, Чкалов отвернул и врезался центропланом в высоковольтную опору. Через два часа он скончался в Боткинской больнице от полученной травмы.

Похоронен Чкалов в Москве, урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене.

 

 

Байдуков Георгий Филиппович


Советский лётчик-испытатель, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза, автор беллетристической и мемуарной литературы

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Период жизни. 26 мая 1907 — 28 декабря 1994.

Место рождения, разьезд Тарышта, Российская империя

Годы службы      1926—1988

Командовал        дивизией, корпусом, заместитель командующего ПВО страны

Сражения-войны – Великая Отечественная война:

освобождение Киева, операция Багратион, Восточно-Прусская операция, многие другие.

Награды— кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):

 

Родился на разъезде Тарышта (ныне Чановский район, Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

 

В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

 

В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25. Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

 

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

 

С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

 

Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

 

С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.

 

С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.

Генерал-майор авиации (17.03.1943).

 

После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота. В 1949 — 1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

 

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

 

Почётные звания:

лётчик-испытатель 1-го класса.

Лауреат Государственной премии СССР.

Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край

 

Сочинения:

«Наш полёт в Америку», 1937

«Записки пилота», 1938

«Последний прорыв», 1938

«Разгром фашистской эскадры», 1938

«Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977

«Рассказы разных лет» , 1983

«Чкалов», 1991

«Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

 

Память: Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.

Именем Байдукова названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Витебске, Могилёве и Донецке.

Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.

Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).

Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.

 

Беляков, Александр Васильевич


— штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

 

Родился 9 (21) декабря 1897 — 28 ноября 1982

Место рождения деревня Беззубово, ныне Орехово-Зуевский район

 

Награды и Звания

За выполнение беспосадочного перелёта Москва — остров Удд и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. После учреждения вручена медаль «Золотая Звезда» № 9.

Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.

Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938).

 

Родился в гуслицком селе Беззубово в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский.

 

Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте.

 

В армии с 1916 года. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай».[1]

 

В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

 

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.

 

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

 

В 1936—1939 — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

 

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937—1946 годах.

 

 

В 1945—1960 — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.

 

С 1960 — профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

 

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Память:

Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилёве, Мариуполе и других городах. Пик на Богосском хребте (Дагестан). В Рязани в честь лётчика названа улица и 17 сентября 2010 года установлен бюст. В октябре 2010 года бюст был разбит вандалами.