Почему растут цены, и кто виноват.
Рост цен – это непонимание Президентом законов экономики и мотивов поведения нормальных людей.
К росту цен привели две причины: продуктовое эмбарго и падение курса рубля.
Торговые сети предпочитали закупать импортные продукты по тому, что при сопоставимом качестве они просто дешевле, при сопоставимой цене качество импортных продуктов выше, а у многих импортных продуктов просто нет отечественного аналога.
В следствие торгового эмбарго продуктовые сетевики вынуждены переключиться на новых поставщиков. Этих производителей на нашем рынке не было по тому, что до эмбарго закупаться у них было дороже. Теперь остаются только они, в связи с чем и растут цены.
Вторая основная причина роста цен – девальвация рубля. Закупочные цены на импортные товары в валюте остались неизменными, в рублях – выросли почти в два раза. Добавьте на это еще расходы по конвертации валюты, возрастающие в связи резкими колебаниями курса.
Причина роста на отечественные товары также находится в зависимости от девальвации. В себестоимости практически любого продукта нашего производства есть что-то импортное: семена, удобрения, техническое оборудование, упаковочные материалы и так далее.
Кроме того, девальвация сделала более выгодным заниматься продажей произведенного у нас продовольствия за границей. Это, в первую очередь, зерно и удобрения. Зачем производителю дёшево продавать это у нас, когда за рубежом готовы платить больше?
Все высказывания членов Правительства и Президента в части организации сдерживания роста цен можно свести к следующим доводам.
Во-первых, смена зарубежных поставщиков.
Во-вторых, импортозамещение и поддержка отечественного производителя.
В-третьих, административное регулирование рынка.
Смена поставщиков
Адекватно сменить поставщиков невозможно.
Самые главные сельскохозяйственные зоны – это США, юг Канады, Европа, юг России, Казахстан, Ближний Восток, Китай, Индия, частично Южная Америка. Австралию и Африку в расчёт можно не брать.
Из Европы, США, Канады и Австралии Правительство запретило импортировать продукты, Индия почти ничего не экспортирует. Экспорта из Китая не достаточно. Весь его экспорт почти в два раза меньше экспорта Франции, Германии или Голландии, и в три раза меньше, чем продовольственный экспорт США. Южная Америка находится далеко, что влечет увеличение расходов на доставку, и производит мало (заметна только Аргентина с её 35,7 млрд. долларов).
Импортозамещение
Продуктивность нашего растениеводства существенно, иногда в разы, ниже чем в других странах-экспортерах продовольствия. Большая часть наших сельскохозяйственных угодий расположена в районах рискованного земледелия. Среднегодовая температура, вегетативный период и прочие показатели существенно уступают другим странам, даже таким как Норвегия, Швеция, Финляндия.
Так, среднегодовая температура в России – минус 5,5 градусов Цельсия. В Финляндии +1,5 градуса, США в среднем +12, в Германии +8, во Франции +12, в Испании +15.
Производительность труда в сельскохозяйственном секторе РФ примерно в два раза ниже, чем в других наших же отраслях: доля сельского хозяйства в ВВП России – около 5%, а доля занятых в сельском хозяйстве – около 10%.
Это означает, что никогда и ни при каких условиях мы не получим такую же урожайность, как в США и Европе. То есть, даже при абсолютно аналогичной производительности труда, себестоимость отечественных продуктов всегда будет выше импортных.
Ещё один фактор, повышающий стоимость отечественных продуктов питания, это наши расстояния. Он особенно актуален для Сибири и Дальнего Востока. Например, Хабаровский край производит малую часть от потребляемых продуктов. Большая часть завозится. Продукты перемещаются на огромные расстояния. Кроме того, в следствие малой численности населения, спрос низкий. Объем продаваемой продукции в десятки раз ниже чем в центральной полосе России. В Москве и области розничный товарооборот в 2012 году составил почти 5 трлн.руб., а во всем Хабаровском крае – 185 млрд., то есть в 27 раз ниже. Это означает, что если вам необходимо заработать 10 000 рублей, чтобы покрыть все расходы, а численность населения в регионе такова, что более 200 штук не купит, то товар, себестоимостью 100 рублей надо продавать с наценкой 50 рублей, то есть по 150 рублей. В Москве и Московской области вы можете продать этого товара в 27 раз больше, то есть 200х27=5400 штук. Соответственно, при том же уровне рентабельности в 10 000 рублей, вы можете продавать этот же товар по цене 101 рубль 85 копеек.
Приведенный расчет очень примитивен, но он точно демонстрирует сущность и причинные связи в ценообразовании на Дальнем Востоке.
Теперь о факторе времени. На то, чтобы откормить бычка требуется 15-20 месяцев. Плодовые деревья растут еще дольше.
65-70% овощной продукции, весь рис, более 20% кормов производится на мелиорированных землях. Более половины оросительных систем (2,4 млн. га) нуждаются в реконструкции, более трети осушительных систем (1,9 млн. га) находятся в неудовлетворительном мелиоративном состоянии. Чтобы нарастить производство овощей, нужно сначала хотя бы привести в порядок то, что было разрушено.
В итоге, самое лучшее, на что мы можем надеяться в области импортозамещения сельскохозяйственной продукции – это через несколько лет получить необходимое количество продуктов более-менее приличного качества, но всё равно более дорогих, чем импортные.
Для этого потребуется масштабная рекультивация земель, строительство новых ферм или восстановление старых, закупка сельхозтехники, увеличение мощностей пищевой промышленности, приобретение дополнительных количеств молодняка, семенного материала, удобрений, ГСМ. Всё это связано с грандиозными капиталовложениями, которые начнут давать отдачу только через несколько лет. На помощь государства рассчитывать нечего. Европа субсидирует своё сельское хозяйство, тратя на это в год по 40-50 млрд. евро, то есть примерно 3 трлн. рублей. Это больше, чем весь валовый продукт в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве России, который составил в 2014 году 2,4 трлн. рублей.
Правительство планирует потратить в 2015 году 2 миллиарда рублей на скидки на отечественную сельхозтехнику и ещё 2 – на субсидирование лизинга. Это примерно 1:1000 от субсидий Евросоюза своим сельхозпроизводителям.
Не имея денег помочь сельхозпроизводителям непосредственно, Правительство предлагает следующие дополнительные меры.
Во-первых, поднять экспортные пошлины на удобрения и сельхозпродукцию.
Во-вторых, произвести фиксацию цен на социально-значимые товары.
В-третьих, ликвидировать торговых посредников.
В-четвертых, ограничить торговые наценки.
В-пятых, ввести обязательный минимальный ассортимент в торговых точках.
Повышать экспортные пошлины, возможно и надо. Но, во-первых, в управлении государством действовать необходимо очень осмотрительно. Приняли одно решение, посмотрели, как оно отразилось в действительности, и только после этого следующий шаг. Во-вторых, какова реальная мера воздействия на ситуацию от роста пошлин и какие негативные последствиями ожидаются? Необходим расчет, чтобы не возникло ложных, завышенных ожиданий и четкого понимания связанных с этим размера издержек. Например, данная мера обязательно приведет к резкому снижению прибыльности тех немногих производителей, у кого есть реальная экспортная перспектива и кто мог бы развиваться, расти, платить приличную заработную плату.
Под борьбу с посредниками обязательно попадут дистрибьюторы. Президент, ожидая определенного результата, никогда не учитывает нормальные мотивы поступков простого человека. Исполнители обязательно пойдут по пути наименьшего сопротивления и начнут «душить» добросовестных предпринимателей. Так проще отчитаться о выполнении. А дистрибьюторы – это склады, транспорт, упаковка, сортировка. Купить без них продукцию у производителя разумеется, можно, но что делать, если вам нужны три мешка картошки в Москве, а производитель продаёт её только вагонами самовывозом из Краснодара?
Ограничение торговых наценок уже опоздало. Цены подняты по всей цепочки, от производителя до продавца. Курс рубля стабилизировался на новом уровне и, рассчитанные от него цены, тоже. При дальнейшем росте инфляции произойдет больший, чем можно было ожидать, рост цен на остальные продукты, поскольку все участники рынка будут вынуждены компенсировать убытки от заморозки цен на социальные товары. Кроме того, можно ожидать возникновения дефицита товаров, цены на которые будут зафиксированы. Производителям не выгодно продавать себе в убыток. Они будут их придерживать, а потребители – раскупать, пока есть такая возможность. Сложно прогнозировать ситуацию.
Кто-нибудь думает над этими вопросами?