К ДНЮ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ

Детей учит школа, а воспитывает – телевизор.

Депутат Государственной Думы РФ О.Н.Смолин, фракция КПРФ.

По опросу социологов 55% российских молодых людей сознаются, что готовы преступить все 10 заповедей и обычные моральные нормы во имя жизненного успеха. Мнение Олега Смолина, доктора философских наук, члена-корреспондента РАО, первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы РФ по образованию.

По действующему закону «Об образовании» образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения. Подчеркиваю. Воспитание даже в законе стоит на первом месте. К сожалению дальше в законе этот сюжет развернут довольно слабо по разным причинам, их две. С одной стороны воспитание действительно гораздо труднее, чем обучение поддается законодательному регулированию. Нельзя законом сказать: «Ты должен быть честным, порядочным, умным, добрым, справедливым». Только и всего, как в известной песне.

С другой стороны до недавнего времени считалось, что воспитание это не дело школы. Что якобы у нас произошла деидеологизация, хотя на самом деле произошла переидеологизация и воспитательную роль стало выполнять телевидение преимущественно в отрицательном смысле. Вместо всякого рода просветительских программ номерные дома и тому подобные передачи которые нельзя назвать иначе, как словами Высоцкого «Ящик для идиота». И от которых чем дальше будут дети, тем полезнее для их физического и нравственного здоровья.

Что происходит сейчас. Я думаю, происходит два параллельных процесса. Один положительный. Действительно и власти и общество схватилось: «А что же за поколение мы получаем?». По опросу социологов 55% российских молодых людей сознаются, что готовы преступить все 10 заповедей и обычные моральные нормы во имя жизненного успеха. Успех превратился в икону, в идола. Хотя на самом деле целью человеческой жизни является не успех, а счастье. Успех может быть частью счастья, а может быть и частью несчастья. Есть не мало успешных людей, но не очень счастливых.

С другой стороны, как я понимаю, после болотной, сахарова и других выступлений власть захотела воспользоваться моментом для того, чтобы под лозунгом нравственности заняться активно политическим манипулированием. Поэтому нужно отличать одно от другого. Мне представляется, что как раз воспитание не должно предполагать бездумного, бессмысленного поклонения власти. Человек должен быть предан определенным ценностям. Власти или не власти, политике или не политике в той мере в которой она эти ценности более или менее соблюдает. Вообще не зря говорят, патриотизм – это естественная реакция человека на отношение к нему государства. Когда наше государство нездорово относится к человеку, в том числе к молодому человеку, вызывает взаимное отношение. А я напомню, что дети в России составляют порядка 20% населения, но на их поддержку выделяется чуть более 10% от бюджета РФ. То есть меньше, чем доля детей в составе населения.

Я напомню, что в России фактически все больше и больше вытесняется бюджетное образование и заменяется так называемыми платными образовательными услугами. Я напомню, что среди студентов в нашей стране более 60% учатся за собственные деньги. Например в ПТУ в советский период стипендия составляла, а там учатся дети из семей необеспеченных, стипендия составляла 80% от прожиточного минимума. Сейчас она составляет 7% от прожиточного минимума. То есть в 11 раз меньше.

Поэтому нужно заниматься воспитательной работой, кстати не только на уровни школы, ПТУ или ВУЗ-а, но и в том числе на уровне средств массовой информации. Поэтому в нашей программе «Образование для всех» и еще боле важно в нашем проекте закона «О народном образовании» содержится целый ряд предложений касающихся того, как нам восстановить нормальную воспитательную работу.

Например, мы требуем восстановить в метровом диапазоне, то есть для всей страны, государственный образовательный канал. Мы требуем, чтобы все каналы которые будут заниматься просветительскими программами получали государственную поддержку. А те, которые будут заниматься одурачиванием должны полной мерой платить налоги и не получать ничего от государства. Это наша позиция.

Далее. Мы абсолютно убеждены, что в школе ребенок должен получить полноценное, классическое образование с учетом всех предметов. Потому что многостороннее развитие личности должно остаться целью. Мы категорически против знаменитого заявления Андрея Фурсенко, что прежняя школа была плохая, воспитывала многостороннего человека, а современная школа должна быть хорошая, должна воспитывать квалифицированного потребителя. Мы считаем, что это страшное извращение. Что историю мировой педагогической философской мысли создавали не идиоты. Наоборот это были величайшие гении. И все они сходились на том, что многостороннее развитие личности ребенка это и есть цель общества и образования в частности.

Мы настаиваем на том, чтобы было сокращено число детей в классах, до 20 человек. Сейчас даже в московских передовых школах после введения новой системы оплаты труда, недавно был в хорошей школе, замечательный директор, 6 одиннадцатых классов по 35 человек. Спрашиваю почему не 8 классов по 27, ответ: «Тогда мы вылетаем по деньгам». Понимаете? Но как можно учить ребенка в классе, в старшем классе где 35 человек? Это большой вопрос.

Далее. Мы соответственно требуем поддержки наших студентов. Мы требуем чтобы социальная стипендия малообеспеченного студента была на уровне прожиточного минимума. А студентов успевающих, академическая стипендия примерно на советском уровне по отношению к прожиточному мнимому, это предполагает повышение в 4-7 раз существующего стипендиального обеспечения. Чтобы студент мог как прежде учиться и подрабатывать, а не как сейчас работать и подучиваться.

И конечно мы убеждены, что государство должно позаботиться о статусе педагога. Мы считаем, что педагогический работник по уровню заработной платы, социальных гарантий, пенсионному обеспечению должен стоять не ниже государственного служащего. Это не менее важная работа. При этом он должен сохранить свободу педагогического творчества.

Я предлагаю чтобы наше государство отказалось от теории так называемых образовательных услуг. Убежден если учитель или профессор идет в школу или в ВУЗ с мыслью обслужу их получше и заработаю на этом побольше, то ему нечего делать в образовании. Государство должно отказаться от этой порочной теории и вернуться к тому, что работа в образовании это не услуга, а служение. Если угодно миссия подкрепленная определенным статусом людей которые там работают. В свое время министр образования Владимир Филиппов пошутил: «А мы станем помогать вам тем, что не будем вам мешать». Вот если уж государство плохо помогает педагогам, то давайте чтоб оно хотя бы им не мешало. Дайте творческим учителям возможность работать и воспитывать будущих граждан нашей будущей страны.