Предисловие
Наблюдение за выборами играет важную роль в повышении доверия к избирательному процессу, способствует общей защите и поддержке гражданских и политических прав, обеспечивает прозрачность избирательного процесса.
Для получения полной картины организации голосования, в том числе досрочного и вне помещения для голосования, подсчета голосов избирателей и составления протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования, наблюдатели должны вести наблюдение объективно и качественно.
Присутствие наблюдателей на избирательных участках, их активная работа могут предотвратить попытки искажения итогов голосования, различные нарушения процедуры проведения выборов.
В этой Памятке речь идет только о наблюдателях в участковых комиссиях.
Памятка разработана на основе Разъяснений порядка работы со списками наблюдателей, представляемыми в комиссии при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и местных референдумов 13 сентября 2020 года, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 19 августа 2020 г. № 264/1950-7.
Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный наблюдать за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, включая деятельность избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) с момента начала работы участковой комиссии в день голосования, в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей, на участках вправе присутствовать наблюдатели.
При проведении дополнительных выборов депутата Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Тополевскому одномандатному избирательному округу № 4, наблюдатели также вправе присутствовать при проведении 11 и 12 сентября 2020 года досрочного голосования в помещении и вне помещения для голосования в соответствии с Порядком досрочного голосования избирателей, участников референдума с применением дополнительных форм организации голосования при проведении выборов, референдумов в единый день голосования 13 сентября 2020 года, утвержденным постановлением ЦИК России от 24 июля 2020 года № 260/1916-7 (далее – Порядок досрочного голосования).
Наблюдателем может быть назначен любой гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, независимо от места его жительства.
Наблюдателя вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат, каждое избирательное объединение, выдвинувшее зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), субъекты общественного контроля – Общественная палата Российской Федерации; общественная палата Хабаровского края (далее – субъекты назначения наблюдателей).
В каждую участковую комиссию субъектом назначения наблюдателей может быть назначено не более двух наблюдателей, имеющих право поочередно осуществлять наблюдение в помещении для голосования.
Одно и то же лицо может быть назначено наблюдателем только в одну комиссию.
Если кандидат одновременно зарегистрирован на выборах разного уровня, то он может назначить не более двух наблюдателей по каждому уровню выборов, в которых он принимает участие.
Для осуществления наблюдения при проведении досрочного голосования с применением дополнительных форм организации голосования в дополнение к наблюдателям, назначенным в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 67-ФЗ, субъект назначения наблюдателей вправе назначить в участковую комиссию резерв наблюдателей (далее – резерв).
Резерв назначается из расчета не более двух наблюдателей в резерве на один день досрочного голосования.
Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Порядок назначения наблюдателей
Избирательное объединение, субъекты общественного контроля, зарегистрированный кандидат, назначившие наблюдателей в участковые комиссии, представляют список назначенных наблюдателей, который включает в себя наблюдателей, назначенных в резерв, не позднее чем за три дня до дня голосования (досрочного голосования) в территориальную избирательную комиссию (на выборах депутатов Законодательной Думы Хабаровского края) либо в избирательную комиссию соответствующего муниципального образования (на выборах органов местного самоуправления).
Список представляется на бумажном носителе. Примерная форма списка приведена в приложении № 1.
В последний день приема списков назначенных наблюдателей списки могут быть представлены в избирательную комиссию не позднее установленного графиком работы времени окончания работы комиссии.
При этом субъектом назначения наблюдателей может быть представлен как единый список назначенных наблюдателей по всем избирательным участкам, так и несколько списков по ряду избирательных участков в разное время с учетом предельных сроков осуществления данных действий.
В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей за три дня до дня голосования список назначенных наблюдателей и резерва может быть представлен в день голосования в участковую комиссию.
В списке указываются фамилия, имя и отчество каждого наблюдателя, адрес его места жительства, номер участка, наименование участковой комиссии, в которую он направляется. Также рекомендуется указывать контактный телефон наблюдателя.
Список наблюдателей и резерва должен быть подписан субъектом назначения наблюдателей. Заверение печатью списка наблюдателей и резерва, назначенных кандидатом, не требуется.
При приеме списка назначенных наблюдателей и резерва член избирательной комиссии с правом решающего голоса проверяет наличие в списке всех необходимых сведений о наблюдателях. В случае отсутствия необходимых сведений о наблюдателе уполномоченный представитель (уполномоченное лицо) избирательного объединения, уполномоченное лицо субъекта общественного контроля, зарегистрированный кандидат, представившие список назначенных наблюдателей и резерва, уточняют необходимые сведения и вносят их в список.
В избирательной комиссии список назначенных наблюдателей и резерва регистрируется как входящий документ с проставлением даты и времени его приема.
В исключительных случаях при образовании участков в местах временного пребывания избирателей список назначенных наблюдателей и резерва, представленный в день голосования в участковую комиссию, регистрируется в журнале регистрации входящих документов участковой комиссии.
В случае если после представления списка назначенных наблюдателей и резерва в избирательную комиссию наступили обстоятельства, по которым наблюдатель по уважительной причине (болезнь, командировка и др.) не сможет присутствовать в день голосования (досрочного голосования) на участке, вместо отсутствующего наблюдателя наблюдение вправе осуществлять наблюдатель из резерва, назначенного соответствующим субъектом назначения наблюдателей.
Секретарь избирательной комиссии или иной уполномоченный член избирательной комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, обеспечивает доведение информации из представленных в комиссию списков назначенных наблюдателей и резерва до соответствующих участковых комиссий не позднее чем за один день до дня голосования (досрочного голосования). Доведение информации может осуществляться по форме, приведенной в приложении № 2, либо иным способом.
Зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, избирательное объединение, субъект общественного контроля выдает наблюдателю, в том числе находящемуся в резерве, направление в письменной форме. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избирательного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется, а также делается запись об отсутствии ограничений, предусмотренных законом (примерная форма направления приведена в приложении № 3). Указание каких-либо дополнительных сведений о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом – проставление печати, не требуются.
Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Направление представляется наблюдателем, включенным в список назначенных наблюдателей (наблюдателем из резерва – в случае осуществления наблюдения вместо отсутствующего наблюдателя), лично в участковую комиссию, в которую он назначен, либо членам участковой комиссии, проводящим досрочное голосование. Указанное направление может быть представлено наблюдателем непосредственно в день голосования (досрочного голосования) или в день, предшествующий дню голосования (досрочного голосования).
Наблюдатель может прикрепить нагрудный знак наблюдателя, форма которого устанавливается Избирательной комиссией Хабаровского края (на дополнительных выборах депутата Законодательной Думы Хабаровского края седьмого созыва по Тополевскому одномандатному избирательному округу № 4) либо избирательной комиссией соответствующего муниципального образования (на выборах органов местного самоуправления).
13 сентября 2020 года наблюдатель может находиться в помещении для голосования с начала работы участковой избирательной комиссии (далее – УИК) до окончания подсчета голосов и получения сообщения из вышестоящей избирательной комиссии о принятии протокола УИК об итогах голосования. Он также может присутствовать в УИК при повторном подсчете голосов.
Наблюдение целесообразно осуществлять непрерывно. Вместе с тем в рамках указанного периода наблюдатель вправе свободно выбрать промежуток времени, когда будет осуществляться наблюдение.
Взаимоотношения наблюдателя и избирательной комиссии
За порядком в помещении для голосования следит председатель участковой комиссии. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
Придя в помещение для голосования, наблюдатель должен представиться председателю УИК (лицу, его замещающему) и предъявить следующие документы:
1) выданное зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением или субъектом общественного контроля направление в УИК;
2) паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина.
При предъявлении наблюдателем направления член участковой комиссии с правом решающего голоса, в обязанности которого входит работа с наблюдателями, в списке лиц, присутствовавших при проведении голосования, делает запись о времени прибытия наблюдателя на избирательный участок, а в случае убытия наблюдателя – время его убытия из комиссии.
Не допускается, чтобы в помещении для голосования одновременно находились два и более наблюдателя, представляющие интересы одного зарегистрированного кандидата, одного избирательного объединения, поэтому наблюдатели должны организовать свою работу поочередно. При убытии из помещения для голосования наблюдатель извещает об этом председателя УИК (заместителя, секретаря), о чем в специальном реестре делается соответствующая отметка.
Наблюдатель должен оптимально выстраивать свои отношения с избирательной комиссией на основе следующих принципов.
Корректность, вежливость, спокойствие. Необходимо использовать вежливые и спокойные выражения, обращаться исключительно к руководителям избирательной комиссии – председателю, его заместителю, секретарю участковой комиссии. Желательно записать и использовать при обращении имя и отчество членов УИК.
Компетентность и законность. Направляясь на избирательный участок, следует тщательно изучить эту Памятку, другие рекомендации, ознакомиться с законами, регулирующими порядок проведения выборов. В участковой комиссии наблюдатель вправе требовать только то, что определено законом.
Терпеливость и настойчивость. Для общения с руководителями УИК необходимо изыскивать удобное время. В некоторые моменты председатель, заместитель председателя и секретарь УИК действительно бывают заняты. Если дело терпит, то проявить настойчивость можно позже. Вместе с тем надо быть настойчивым и последовательным в своих законных требованиях.
Решительность. Наблюдатель должен быть психологически готовым к тому, чтобы зафиксировать нарушение. Для этого требуется определенная решительность. На некоторые нарушения следует реагировать немедленно во избежание наступления негативных последствий.
Полномочия наблюдателя
Наблюдатель вправе:
- знакомиться со списками избирателей, реестром заявлений (обращений) о голосовании вне помещения для голосования – без права фиксировать, в т.ч. посредством фото и видеосъемки, персональные данные избирателей. Для визуального ознакомления с документами наблюдатель вправе подойти к тому месту, где располагаются столы председателя, секретаря, членов УИК, выдающих бюллетени и работающих со списками избирателей и другими избирательными документами. При этом не допускается создавать препятствия избирателям для реализации их избирательных прав. Член УИК, обеспечивающий право наблюдателя на ознакомление с избирательными документами, осуществляет контроль за сохранностью этих документов в ходе ознакомления;
- находиться в помещении для голосования избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования;
- наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям;
- присутствовать при голосовании избирателей вне помещения для голосования;
- наблюдать за подсчетом числа избирателей, внесенных в список избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, либо погашенных. Наблюдение за подсчетом голосов избирателей производится на расстоянии и в условиях, обеспечивающих обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей;
- при подсчете голосов избирателей визуально знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем;
- наблюдать за составлением УИК протокола об итогах голосования и иных документов в период с момента начала работы участковой комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках.
- обращаться с предложениями и замечаниями по вопросам организации голосования к председателю УИК, а в случае его отсутствия к лицу, его замещающему;
- носить нагрудный знак, форма которого устанавливается комиссией, организующей выборы;
- знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования, с документами, прилагаемыми к протоколу об итогах голосования, получать от участковой комиссии заверенную копию указанного протокола;
- присутствовать при повторном подсчете голосов избирателей;
- с места, которое определено председателем участковой комиссии производить в помещении для голосования фото- и (или) видеосъемку, предварительно уведомив об этом председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии;
- обжаловать решения и действия (бездействие) участковой комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
В случае обнаружения нарушений избирательного законодательства наблюдатель должен привлечь к этому факту внимание председателя участковой комиссии со ссылкой на закон и потребовать пресечения нарушения, а если реакции не последует, незамедлительно составить жалобу о допущенном нарушении.
С другой стороны, на действия наблюдателя наложены некоторые ограничения.
Наблюдатель не вправе:
- выдавать избирателю избирательный бюллетень;
- расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеня;
- заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетень;
- предпринимать действия, нарушающие тайну голосования;
- принимать непосредственное участие в проводимом членами участковой комиссии с правом решающего голоса подсчете бюллетеней;
- совершать действия, препятствующие работе участковой комиссии;
- проводить агитацию среди избирателей;
- участвовать в принятии решений избирательной комиссией.
Ведение наблюдателями фото- и (или) видеосъемки
Порядок ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования содержится в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 03.10.2012 № 143/1085-6 «О разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования». Наблюдатели могут вести фото- и (или) видеосъемку, соблюдая при этом следующий порядок.
1. О предстоящей съемке необходимо уведомить председателя, его заместителя или секретаря УИК. Съемка должна вестись исключительно с места, указанного председателем избирательной комиссией.
2. Проведение фото- и видеосъемки не должно нарушать тайну голосования и должно исключать возможность контроля за волеизъявлением избирателей. Поэтому недопустимо до начала подсчета голосов вести фото- и (или) видеосъемку заполненных бюллетеней, фото- и (или) видеосъемку в местах, предназначенных для заполнения бюллетеней.
3. Фото- и (или) видеосъемка граждан должна осуществляться с соблюдением положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, видеозаписи, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей. Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
4. Фото- и (или) видеосъемка работы членов комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
5. При осуществлении наблюдения за организацией голосования вне помещения для голосования следует получить разрешение избирателя на проведение фото- и видеосъемки в его доме (квартире).
Если наблюдателя пытаются удалить из помещения УИК
За нарушение наблюдателем законодательства возможно его принудительное удаление из помещения для голосования.
Наблюдатель удаляется из помещения для голосования, если факт нарушения законодательства о выборах установлен в судебном порядке. Исполнение указанного решения обеспечивают правоохранительные органы. Упоминаемые в законе «правоохранительные органы» – это органы внутренних дел и полицейские как их уполномоченные представители.
Необходимо учитывать, что физическое сопротивление полицейскому само по себе является нарушением, поскольку сотрудник полиции имеет право на применение физической силы, а также специальных средств.
Получение копии протокола УИК об итогах голосования
Наблюдатель имеет право знакомиться с протоколом УИК об итогах голосования и с приложенными к нему документами.
По требованию наблюдателя после подписания протокола участковой комиссии об итогах голосования (в том числе составленного повторно) УИК незамедлительно обязана изготовить и выдать ему заверенную копию протокола.
Если протокол составлен в электронном виде, его копия изготавливается путем распечатки протокола на бумажном носителе.
Заверение копии протокола производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем УИК. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: «Верно» или «Копия верна», расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать участковой комиссии.
Выдаваемые заверенные копии протоколов нумеруются. Член участковой комиссии отмечает факт выдачи заверенной копии протокола в соответствующем реестре с указанием номера выданной копии, даты и времени выдачи. Получивший заверенную копию протокола наблюдатель расписывается в вышеуказанном реестре.
Если копия протокола изготавливается без применения копировальной техники, указание в копии протокола фамилий, имен и отчеств членов участковой комиссии и проставление их подписей не требуются.
Нарушения и их фиксация
Нарушение нарушению – рознь. Нарушения могут быть неумышленными – по забывчивости или даже по незнанию. Председатель УИК, например, может просто забыть предъявить присутствующим стационарные и переносные ящики для голосования (чтобы убедиться, что они пусты) перед их опечатыванием. Лучше напомнить о необходимости это сделать, а не составлять жалобу по этому поводу. Если ящики для голосования еще не опечатаны, необходимо потребовать показать внутренность ящиков для голосования. Вместе с тем, опоздание наблюдателя к моменту опечатывания ящиков не является основанием для требования их повторного предъявления к осмотру.
Есть и такие требования закона, которые могут неоднозначно трактоваться. Например, закон требует, чтобы избиратель сам заполнял сведения о себе в списке избирателей. Однако закон также предусматривает, что это может сделать член участковой комиссии «с согласия избирателя либо по его просьбе». Обычно комиссия считает, что «согласие избирателя» – это отсутствие возражений. Очевидно, что не стоит спорить на эту тему, так как подобные действия (если считать это нарушением) не влекут за собой искажения результатов голосования.
Иногда члены УИК считают некоторые требования закона несущественными. Например, по этой причине вас могут не предупредить о выезде на голосование вне помещения. Не вступайте по этим вопросам в споры. Необходимо составить заявление (жалобу) о нарушении и передать его председателю или секретарю участковой комиссии.
Незначительные нарушения, по которым можно не составлять заявления, отличаются от серьезных нарушений двумя признаками:
- во-первых, они не влияют на итоги голосования;
- во-вторых, они устраняются по первому вашему требованию.
Например, не обнаружив в помещении для голосования увеличенной формы протокола УИК об итогах голосования, следует потребовать разместить ее в удобном месте и только в случае отказа – написать заявление.
Серьезные нарушения закона должны обязательно фиксироваться документально. Заметив нарушение, следует сделать об этом устное заявление председателю УИК или лицу, его замещающему, и составьте письменное заявление о нарушении в двух экземплярах.
Перед составлением заявления (жалобы) о любом серьезном нарушении попросите председателя УИК пресечь нарушение закона. Если председатель УИК не реагирует, а нарушение, по вашему мнению, грубое и может исказить результаты голосования, заявите, что нарушение будет обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.
Пишите заявление своими словами. Одно из основных требований грамотного написания заявления (обращения): оно должно содержать конкретные факты нарушения с указанием норм избирательного законодательства. Указывайте в заявлении даты, время, фамилии, должности, другие фактические подробности. Написав заявление, поставьте под ним свою подпись и дату.
Заявление передайте председателю или секретарю УИК.Учтите, что по закону ваше заявление должно быть обязательно рассмотрено участковой комиссией, приложено к первому экземпляру протокола УИК об итогах голосования и передано в вышестоящую избирательную комиссию. Один экземпляр заявления передайте председателю или секретарю УИК, на другом получите его расписку о получении и оставьте этот экземпляр у себя для дальнейшей передачи направившим Вас лицам.
Если председатель участковой комиссии отказывается принять ваше заявление, то следует написать на заявлении слова «Председатель УИК принять заявление отказался», а затем обратиться в вышестоящую избирательную комиссию.
Участковая комиссия обязана рассмотреть поступившие в день голосования до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) лиц, присутствовавших при подсчете голосов, и принять по ним решения, которые приобщаются к первому экземпляру протокола участковой комиссии об итогах голосования (пункт 25 статьи 68 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Ответственность за нарушение прав наблюдателя
За нарушение прав наблюдателя предусмотрено административное наказание (штраф) в соответствии со статьей 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП). Кроме того, статья 5.25 КоАП предусматривает наказание за «непредоставление либо несвоевременное предоставление председателем участковой избирательной комиссии для ознакомления избирателям, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, наблюдателям, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации сведений об итогах голосования».
Хабаровск 2020