Сезон пожаров в этом году уже превзошёл все предыдущие аномалии, однако должных оценок разгулу стихии мы пока не слышим. Видимо, причина в том, что крупные города центральной России ещё не задымлены. В целом же ситуацию с пожарами независимые специалисты оценивают как лесопожарную катастрофу.
Площадь лесных пожаров в России по итогам года может составить более 15 миллионов гектаров. Об этом сообщил руководитель лесного отдела «Гринпис» Алексей Ярошенко: «Примерно 4⁄5 лесных пожаров, которые сейчас происходят в России, приходится на Якутию, но при этом очень сильно прямо сейчас горят Чукотка, западные районы, северные районы Камчатского края и Магаданская область, некоторые части. Это пожарная катастрофа. Похоже, что мы можем четвёртый год подряд выйти на площадь пожаров по итогам года где-то 15 и больше миллионов гектаров. За всю историю наблюдения за пожарами такого, чтобы четыре раза подряд повторялись настолько катастрофические годы, ещё не было».
Официальные данные о пожарной обстановке весьма зашифрованы и не дают общей картины непосвящённому. К примеру, вот выдержка из свежей сводки ФБУ «Авиалесоохрана» о лесопожарной обстановке в России: «На 00:00 мск 12.07.2021 на территории Российской Федерации действовало 339 лесных пожаров на площади, пройденной огнём 766734 га, по которым проводились работы по активному тушению, в том числе:
— 160 пожаров на землях лесного фонда на площади, пройденной огнём 603598 га (Республика Саха (Якутия)»…
А теперь читаем внимательно, по словам. «766734 га» — это не площадь всех горящих лесов, а «площадь лесных пожаров, пройденная огнём… по которым проводились работы по активному тушению». А если работы по тушению не проводились, то таких пожаров и нет в сводке. Хотя их может быть в несколько раз больше. Словом, из официальных цифр только одно доподлинно можно установить: 79% всех горящих сейчас лесов находятся в Якутии.
— Расхождения между данными дистанционного мониторинга и официальной сводкой объясняются целым комплексом причин — от простого запаздывания наземных данных и разных стандартов учёта площади действующих пожаров до умышленного искажения сведений или неучёта пожаров в лесах, не имеющих ясного правового статуса, — говорит Алексей Ярошенко. — И данные дистанционного мониторинга, и официальные сводки говорят об одном и том же.
В России, пока в пяти регионах Дальнего Востока, началась очередная крупномасштабная лесопожарная катастрофа, справиться с которой имеющимися в стране силами невозможно. При таких масштабах действующих лесных пожаров в лучшем случае можно спасти от огня людей, населённые пункты, объекты инфраструктуры и отдельные наиболее ценные природные территории — судьба же основной части горящих лесов будет зависеть от того, как скоро пойдут сильные дожди или наступят осенние холода.
Динамика количества термоточек MODIS по дням (это термоточки, получаемые по данным спутников Terra и Aqua, в абсолютном большинстве случаев соответствующие температурным аномалиям земной поверхности, вызванным ландшафтными пожарами, доступные за период с 2001 года.
Обратите внимание: сплошная линия, отражающая динамику числа термоточек (то есть лесных пожаров) в текущем году, взметнулась ввысь настоящей ракетой!
При существующей системе государственного управления лесами, основанной на Лесном кодексе РФ 2006 года, и при существующем уровне финансирования переданных субъектам РФ лесных полномочий, определяемом ежегодно законами о федеральном бюджете, обеспечить сколько-нибудь надёжную охрану лесов Севера, Сибири и Дальнего Востока от огня при высокой пожарной опасности невозможно, считает Алексей Ярошенко. Сибирские и дальневосточные регионы получают примерно в десять раз меньше федеральных денег, чем необходимо для минимально приемлемого исполнения переданных им федеральных лесных полномочий, поэтому у них просто нет средств ни для содержания необходимого штата работников леса, ни для приемлемой оплаты их труда. Более того, руководители и специалисты лесного хозяйства на местах вынуждены тратить основную часть своего времени не на полезную лесную работу, а на написание многочисленных бумаг и заполнение разнообразных электронных форм и систем, большей частью вполне бессмысленных. При таком положении дел каждая сильная и долгая засуха в таёжных регионах страны неизбежно приводит к катастрофическим пожарам: именно это и произошло сейчас на Дальнем Востоке.
11 июня председатель правительства РФ М. Мишустин подписал распоряжение о выделении регионам дополнительно 2,7 млрд руб. из Резервного фонда на борьбу с лесными пожарами. Деньги получат 25 субъектов РФ на тушение и 46 регионов на мониторинг пожарной опасности. Конечно, и эти 2,7 млрд лишними точно не будут. Где-то они наверняка помогут, но помощь эта будет слишком маленькой по сравнению с масштабами бедствия, и в целом по стране она вряд ли существенно сможет изменить ситуацию с лесными пожарами.
Сейчас регионы в плановом порядке получают из федерального центра на лесное хозяйство и управление лесами около 33 млрд руб. в год (в частности, согласно действующей редакции федерального бюджета на 2021 год, — 24,9 млрд руб. лесных субвенций и 8,3 млрд руб. межбюджетных трансфертов в рамках нацпроекта «Экология», главным образом на закупку новой техники и оборудования). А для полноценного исполнения всех переданных субъектам федеральных лесных полномочий, по самой скромной оценке, требуется примерно 90—100 млрд рублей в год. Таким образом, дефицит финансирования переданных лесных полномочий составляет не менее 60 млрд руб. в год.
И такая ситуация сохраняется уже пятнадцатый год, со времени введения в действие нынешнего Лесного кодекса РФ. Таким образом, за это время недофинансирование составило 1,5 трлн руб. Это и есть основная причина периодически повторяющихся лесопожарных катастроф.
— Хронический дефицит финансирования ведёт к хронической же нищете лесного хозяйства, постоянному оттоку из отрасли квалифицированных специалистов и демотивации большей части оставшихся, к разрушению системы подготовки и привлечения в отрасль профессиональных кадров, общей неустроенности жизни большинства работников леса и лесохозяйственных организаций, — говорит Алексей Ярошенко. — На фоне ежегодного дефицита финансирования во многие десятки миллиардов рублей выделение дополнительных нескольких миллиардов из Резервного фонда не очень помогает — оно скорее позволяет латать некоторые бюджетные дыры, чем реально усиливать охрану лесов от огня.
Ситуация усугубляется запредельной бюрократизацией лесного хозяйства: сейчас отраслевые руководители и специалисты в регионах тратят не менее трёх четвертей своего рабочего времени на поддержание отраслевого документооборота. Ситуация дополнительно ухудшилась в 2021 году — после вступления в силу некоторых новых норм лесного законодательства, которые привели к дополнительному росту документооборота. Так, с 1 июля вступили в силу ряд норм Федерального закона от 4 февраля 2021 года №3-ФЗ, касающихся контроля за оборотом древесины, и Федерального закона от 11 июня 2021 года №170-ФЗ, касающихся формального разделения лесного надзора и лесной охраны. Многим специалистам и руководителям лесного хозяйства теперь приходится больше думать не столько об охране лесов, сколько о заполнении новых форм отчётности и выполнении формальных нормативов.
В последние годы набирают популярность ряд научных и псевдонаучных концепций, которые по сути оправдывают бездействие властей в борьбе со стихией пожаров. Существует общепринятое представление, основанное на богатом фактическом материале, подтверждающем, что облик таёжных лесов во многом сформирован огнём и что исторически пожары играли одну из ведущих ролей в естественной динамике таёжных ландшафтов. С данным представлением вряд ли можно спорить — оно подтверждается огромным количеством самых разных фактов. Однако некоторые «эксперты», опираясь на них, доходят до утверждения о полезности пожаров и о том, что пожары тушить не надо.
Большинство российских учёных говорят и пишут о том, что нынешние масштабы таёжных пожаров — это большая беда и угроза для таёжных лесов. Обратное утверждают буквально единицы. Но, к сожалению, отечественные средства массовой информации и пропаганды охотнее распространяют новости или эпатажные (в том числе ложные, если они выглядят как сенсация), или те, которые в наибольшей степени близки к «линии власти». Поэтому и складывается иногда ощущение, что «наука за пожары и за то, чтобы их не слишком тушить».
Давно и всем хорошо известны конкретные причины возникновения на карте России всё новых и новых термоточек (пожаров). Об том писаны-переписаны тонны бумаги и чернил. Но каждый год происходит одно и то же: в лесах горит торф, люди поджигают сухую траву, разгораются лесные пожары. «Гринпис» и другие экологические организации бьют в набат, взывают к общественному мнению и властям. Когда же масштабы бедствия достигают некоей критической точки, в дело вступает МЧС и начинает героическую борьбу с огнём. Потом на подмогу приходят природные явления — ливни и снегопады, и пожары стихают. До какого-нибудь следующего ЧП.
Существует ещё одна весьма специфическая, не просто рукотворная, а созданная российскими чиновниками причина возникновения новых лесных пожаров — это так называемые зоны контроля. Так в официальных документах называют территории, где природные пожары разрешено не тушить, если расходы на тушение превышают ущерб, который пожар может нанести. Об этом ещё два года назад подробно рассказал «Правде» руководитель противопожарного отдела «Гринпис России» Григорий Куксин («Кто спасёт леса России?», «Правда», №84 (30871) за 6—7 августа 2019 года):
— Если в «зоне контроля» возник пожар, региональные власти вправе принять решение, что его тушить экономически нецелесообразно, и не выделять на это средства. Раньше такие пожары принято было вообще не показывать в отчётах. Сейчас Рослесхоз требует, чтобы они учитывались и по ним регион предоставлял данные отдельно. «Зоны контроля» — название лукавое. Из него следует, что на этих территориях кто-то что-то контролирует. На самом деле это выделенные зоны лесов, где ведётся лишь наблюдение за пожарами, причём только из космоса. Авиапатрулирование над этими зонами обычно не осуществляется: нет смысла тратить деньги на обнаружение пожаров, которые не собираются тушить.
«Зоны контроля» занимают огромные площади: около 49% земель лесного фонда, в основном в сибирских и дальневосточных регионах. К примеру, едва ли не вся Чукотка, большая часть Якутии, Корякский округ в Камчатском крае почти целиком относятся к «зоне контроля». Практически все тундровые, лесотундровые пожары попадают в эту зону, и поэтому их никто не тушит.
За прошедшие после публикации два года ничего не изменилось, порядки остались всё те же, поэтому снова и снова полыхают тайга и тундра. О пожарах периодически вынужден высказываться даже Владимир Путин, однако цель этих высказываний не требование что-то изменить, а, напротив, оправдать происходящее и объяснить, почему власть ничего не делает, чтобы в принципе покончить с рукотворными (хотя бы) пожарами.
Вот публикация с официального сайта kremlin.ru, приводим подробные цитаты, так как они дают представление о сформировавшейся позиции власти по отношению не только к пожарам, но и к другим всё чаще повторяющимся бедствиям:
«27 апреля 2020 года, 15:25, Московская область, Ново-Огарёво. Владимир Путин в режиме видеоконференции провёл совещание о мерах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного характера в субъектах Российской Федерации. <…> Мы с вами прекрасно понимаем, видим, что сейчас все усилия прежде всего сосредоточены на борьбе с распространением коронавирусной инфекции. Но это не должно ослаблять нашего внимания к другим потенциальным угрозам для жизни и безопасности людей. Тем более мы с вами это тоже знаем, наступил весенне-летний период, а значит, объективно возрастают риски сезонных природных бедствий — пожаров и паводков, особенно на территории Дальневосточного и Сибирского федеральных округов. Здесь в ряде регионов уже достаточно сложная обстановка, и сегодня мы поговорим об этом подробнее, обсудим конкретные решения, которые необходимо принять сейчас.
В целом в каждом субъекте Федерации должна быть обеспечена стопроцентная готовность среагировать на любое ЧП, на любое развитие событий, а все необходимые для этого ресурсы полностью должны быть отмобилизованы. Поэтому прежде всего прошу вас доложить оперативную информацию по текущему положению дел в целом, дать прогноз, в каких регионах обстановка по пожарам и паводкам может осложниться и в этой связи какие упреждающие меры принимаются, что уже сделано и что планируется сделать для повышения защищённости населённых пунктов, ключевых объектов жизнеобеспечения и инфраструктуры».
Поставим на этом точку и поразмышляем над прочитанным. Во-первых, дата под сказанным может быть любая, потому что ничего не меняется. Все «конкретные решения», о которых Путин призывает «поговорить», давно и хорошо известны и сотни раз обсуждены. Они названы выше в нашей публикации: прежде всего обеспечение финансирования охраны лесов, воссоздание в необходимом объёме лесничеств и т.д. Напомним: речь идёт о сумме в сто миллиардов рублей ежегодного финансирования. Но никто не собирается идти на такие траты. Тем более что появился для этого ещё один веский повод, о котором упомянул Путин: «все усилия прежде всего сосредоточены на борьбе с распространением коронавирусной инфекции».
А раз никто ничего делать не собирается, тогда что означают все эти ахи-охи, все эти совещания и призывы Путина: «обсудим конкретные решения, которые необходимо принять сейчас»? Практически они не означают ничего. Это лишь видимая, поверхностная реакция на обострение пожарной обстановки. Если у соседа горит дом, ну нельзя же совсем безразлично к этому отнестись. Надо хотя бы прокричать «караул»! Для приличия. Никаких других смыслов в бесконечной череде совещаний и обсуждений найти всё равно не удастся.
Вот и в нынешнем году Владимир Путин, как сообщил ТАСС 10 июля, «заслушал доклад челябинского губернатора о пожарах в регионе и дал поручения». И далее: «Губернатор проинформировал президента о проведённой из-за угрозы возгорания эвакуации более ста детей из оздоровительного лагеря и интерната», — сказал представитель Кремля Д. Песков. По его словам, «Путин поручил Текслеру сформулировать предложения по восстановлению жилья граждан, утраченного в результате природных пожаров. Кроме того, глава государства поручил правительству РФ, администрации президента и управлению делами президента РФ принять меры по обеспечению продолжения летнего отдыха детей из пострадавшего района на Черноморском побережье», — добавил пресс-секретарь.
После столь пространной информации об озабоченности пожарами со стороны президента возникает один-единственный вопрос: «Ну и что?!» Разве такие поручения должен давать глава великой страны — как обеспечить детишек пострадавших семей летними лагерями? Подобные вещи должны происходить автоматически, без «волшебного пенделя» из Москвы. А президент должен, нет, не должен, а просто обязан, принять наконец политическое решение о защите лесов России. Однако о таком решении мы пока ничего не услышали. Ни от «представителя Кремля», ни от самого Путина.
Автор: Александр ВОРОНЦОВ.
Правда №75 (31135) 16—19 июля 2021 года