Тайна перехода «Покровка»

Пограничному автопереходу Покровка в районе Бикина нынче исполнится ровно 20 лет. И всегда неладные творились тут дела. «Хабаровский Экспресс» много писал о нынешних проблемах таможенного пункта, о неспособности (или нежелании) некоторых министров и замов председателя краевого правительства разрешить конфликт, имеющий и военно-семейный аспект, и, возможно, коррупционный запах? Сегодня мы предлагаем для них возможность оправдаться по «покровскому ступору», заглянув в прошлое перехода.

С начала перестройки пункты пропуска в КНР возникли в Приморье, Амурской области и ЕАО. В октябре 1992 г. распоряжением правительства РФ в селе Покровка Бикинского района был организован первый в Хабаровском крае автопереход. С началом строительства здания таможни началась и эксплуатация перехода по временной схеме: зимой по льду Уссури, летом – на паромах.

Строительство пункта поручили предприятию «Бикин», которое возглавил Станислав Шишков. Первую ледовую дорогу открыли 16 января 1994 г. Российские грузовики пошли по маршруту Покровка – Далэн. Но… какая-то таинственная сила не давала развиваться переходу!

– И место было выбрано нормально, исходя из наличия авто- и железной дорог, а также населенных пунктов: с нашей стороны Бикин, с китайской – Жаохэ, – вспоминал Шишков.

Деньги на здания и сооружения обязали выделить Государственный таможенный комитет РФ, небольшая часть – из администрации края. Однако средства из центра поступали нерегулярно. Край взял на себя объекты, без которых работа автоперехода была бы невозможной: строительство квартир для пограничников, подъездных дорог и причальной стенки на Уссури, обеспечение связью. В декабре 2000-го госкомиссия приняла, наконец, комплекс зданий и сооружений пункта «Покровка».

Но вот беда – не везло нашим покровским воротам с начала их открытия. Летом немало сложностей на границе составляла погрузка большегрузных «КамАЗов» на китайские паромы. Почему-то 40-тонные машины время от времени падали в воду. Мистика, да и только!

Впрочем, приоткроем завесу. Есть «таинственный» нюанс такого системного невезения. Сегодня об этом мало кто знает, кроме узких специалистов. Оказывается, два десятка лет назад, во время проведения земляных работ на строительстве таможни, здесь обнаружилось самое крупное в северном Приамурье городище чжурчженей, относящееся к XII веку.

– Археологи собирались вести раскопки, на что требовались годы и миллионы рублей, – поведал тогда по секрету бывший зампред Хабаровского крайисполкома Игорь Кудров. – Денег не было ни у нас, ни у таможенников. Ситуация патовая: и таможня была необходима краю, и археологический памятник по закону разрушать нельзя… Решили законсервировать древнее поселение, покрыв эти места асфальтом.

Так не дух ли зловредных чжурчженей витает в этом районе? Не древние ли божества великой Желтой империи роняли в воду «КамАЗы» и мешают сегодня найти взаимопонимание на погранпереходе? В таком случае, чиновники пусть отдыхают – против мистики не попрешь!

 

Роман Щукин

http://habex.ru/paper/363/4981/