Выступление заместителя Председателя ЦК КПРФ, Председателя Комитета Госдумы по аграрным вопросам, академика РАН В.И. Кашина на парламентских слушаниях «Жилищно-коммунальное хозяйство: проблемы, решения, совершенствование нормативно-правового регулирования его деятельности».
Уважаемые товарищи!
Все большую актуальность приобретает продолжающаяся реформа жилищно-коммунального хозяйства, которая уверенными темпами стремится к коллапсу.
Жилищно-коммунальное хозяйство – является одной из ключевых систем жизнеобеспечения населения Российской Федерации, определяет качество жизни каждого без исключения человека. Строительство и содержание жилья, водоснабжение и водоотведение, тепловая и электроэнергия плотно связывают ЖКХ с основными отраслями народного хозяйства Российской Федерации. При этом нельзя упускать экологическую составляющую, обеспечения благоприятной окружающей среды в населенных пунктах через управление отходами, регулирование выбросов и сбросов. Именно поэтому Коммунистическая партия Российской Федерации рассматривает вопрос развития ЖКХ, как один из важнейших и требующий системной государственной политики. Мы об этом говорили с самого начала реформы ЖКХ, но воз и ныне там. К чему это привело, сегодня отчетливо может видеть каждый.
И в такой ситуации Правительство активно снижает долю государственного участия в управлении ЖКХ, стимулируя переход системообразующих объектов инженерной инфраструктуры в частные руки, чем, по сути, просто снимает с себя всю ответственность за положение дел в отрасли.
Если взглянуть на систему теплоснабжения, то даже по официальной статистике ее мощность неуклонно падает.
И если в городах динамика не так ярко выражена, то на сельских территориях мы видим двукратное снижение! Одновременно с этим в три раза выросли потери тепла в сетях. 51,5 тыс. км тепловых сетей нуждаются в замене, а это в 7 раз превышает расстояние от Калининграда до Владивостока! А ведь обеспечить функционирование системы теплоснабжения в наших климатических условиях – жизненно необходимо в самом прямом смысле этого слова.
Состояние системы водоснабжения не менее тяжелое. Причем здесь уже идет специфика, определяемая жесткими санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Что мы видим? Из 12,5 миллиарда кубических метров поданной в водопровод воды почти 3 млрд. куб. уходит на утечки. При этом мы видим, что уже почти четверть воды подается в сеть мощностями, находящимися в частной собственности, а ситуация лишь усугубляется. Из 385 тыс. км. трубопровода уже 170 тыс. нуждается в замене! Отсюда и аварии, которых в год происходит почти 55 тысяч. И это все цифры, предоставленные официальной статистикой, которая, зачастую, искажает факты. Эксперты сходятся во мнении, что эти цифры можно смело удваивать!
Особую тревогу вызывает неизменное снижение качества питьевой воды. Россия – великая водная держава, но хищнический подход к эксплуатации этих природных богатств привел к тому, что уже больше половины поверхностных и треть подземных источников водоснабжения не соответствуют экологическим требованиям по содержанию вредных и опасных веществ.
И на этом фоне в России каждый год все меньше и меньше воды пропускается через очистные сооружения. Уже почти половина подаваемой в водопроводную сеть воды ни как не очищается! Половина россиян не имеют глотка чистой воды! А ведь этот вопрос, как и качество продовольствия, лежит в основе здоровья населения!
Водоотведение – еще одна специфическая сфера ЖКХ. Помимо санитарной функции здесь велика также функция экологическая.
То, какого качества вода вернется в окружающую среду после использования на промышленных предприятиях и в жилом секторе, во многом зависит экологическая обстановка на территории Российской Федерации. Но и тут мы можем наблюдать уже закономерную динамику.
Замены требует половина канализационных сетей, в том числе 20 тыс. км. главных коллекторов и почти 40 тысяч километров уличной канализационной сети. Аварийность – больше 16 тысяч случаев!
Даже на примере регионов-доноров, таких, как Московская и Ленинградская область, видно в каком состоянии находятся очистные сооружения, многие из которых служат по 40-50 лет без реконструкций и модернизаций. Вот и получается что сегодня из 9 млрд. кубометров сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, лишь 44% очищается до нормативного состояния. Какой же за этим тянется «карбоновый след» по аммиаку?!
Через это мы выходим на вопросы необходимости повышения экологической эффективности ЖКХ, как одного из важных аспектов охраны окружающей среды. И наряду с вопросами сброса загрязненных сточных вод ключевой в этом плане является проблема бытовых отходов.
Мы еще в Шестой Государственной Думе приняли 458-й Федеральный закон. Пробивали его с трудом, но всё сделали, чтобы в центре системы обращения с отходами встал регион, а уже затем федеральные и муниципальные структуры, в интересах ресурсосбережения делали упор на вовлечении отходов во вторичный оборот. Мы совместно с наукой все высчитывали, чтобы бремя содержания системы обращения с отходами не легло на плечи наших граждан. Но со временем вступление в силу этого важнейшего закона несколько раз переносили, напринимали подзаконных актов, создали очередные федеральные структуры, центральной линией сделали «энергетическую утилизацию», а попросту сжигание, и водрузили бремя всех расходов на население, взвинтив тарифы, что в результате до неузнаваемости исказило заложенную нами концепцию. При этом налицо букет коррупционных и преступных издержек в работе управляющих компаний, операторов обращения с отходами, и т.д.
Так вот на этом опыте нужно сделать выводы и подойти к решению экологических вопросов ЖКХ более жестко, закрепив все ключевые нормы и требования именно на законодательном уровне, чтобы впоследствии не было возможностей у различного рода дельцов подмять создаваемые механизмы управления под свои коммерческие интересы.
Особая тема – вопросы развития коммунальной инфраструктуры сельских территорий.
В России централизованным отоплением оборудовано лишь 67%, сельских населенных пунктов, горячим водоснабжением – 33%, водопроводом – 37%, водоотведением – 45%. Половина новых индивидуальных жилых домов не подключены к коммуникациям.
И в таких условиях на постоянной основе проживает 37 млн. человек. А ведь в теплый сезон, начиная с апреля и заканчивая ноябрем, на сельских территориях проживает почти 100 млн. наших граждан! Городские жители едут к проживающим в сельской местности родственникам, да и приусадебных участков, личных подсобных хозяйств, куда приезжают на отдых целыми семьями, у нас в стране больше 17 миллионов! И это не считая дачных, садовых и огородных участков.
В результате нагрузка на изношенную коммунальную инфраструктуру сел и деревень возрастает в разы. Там же где инфраструктуры нет – возникают горячие точки экологического напряжение, очаги экологического ущерба!
Уважаемые товарищи! Как будет решаться ворох всех этих проблем после того, как ключевые объекты коммунальной инфраструктуры окажутся в частных руках, мы можем представить уже сейчас.
Даже при текущей структуре управления ЖКХ, прослеживается четкая тенденция к перекладыванию затрат на плечи населения. Отопление и сетевой газ подорожали за последние 6 лет на 25%, электроэнергия на 30%, горячее и холодное водоснабжение – на 36%, водоотведение – почти в два раза! В результате уже к середине 2021 года совокупный долг населения по плате за ЖКХ приблизился вплотную к 500 млрд. рублей. А вместе с хозяйственным сектором долг за ЖКХ уже перевалил за 1 трлн. рублей.
Мы убеждены, что если будет исполнено задуманное и ЖКХ перейдет к частному капиталу, то население ждет взрывной рост тарифов, а бюджеты всех уровней – неизбежные затраты на ликвидацию аварийных ситуаций, которые уже будут подпадать под классификацию чрезвычайной ситуации!
Наша страна уже имеет горький опыт раздробления единой энергосистемы. Учиться, конечно, лучше на чужих ошибках, но и из своего негативного опыта нужно уметь делать выводы. Зачем опять выхватывать лакомые куски, дробить целостные системы водоснабжения, теплоснабжения, канализации, и т.д.? Ведь последствия этого будут самыми негативными.
У нас есть наглядный пример – ТЭК.
Количество аварийных ситуаций на объектах ТЭК зашкаливает, экологический ущерб растет в геометрической прогрессии! И это далеко не убыточная отрасль. Даже при сверхдоходах от продажи углеводородного сырья, частные компании не обеспечивают надлежащих темпов обновления основных фондов! А ЖКХ – отрасль с совершенно другой доходностью и несопоставимо бóльшим количеством накопленных проблем.
Поэтому, уважаемые товарищи, всем важно определиться, будет ли коммунальное хозяйство развиваться, основываясь на системном государственном управлении становиться доходной, нацеленной на расширенное воспроизводство отраслью народного хозяйства. Или мы ведем его к коллапсу? Мы обращаем этот вопрос к Правительству и тем структурам, которые сегодня собирают с населения платежи и при этом ни чего не делают даже для поддержания коммунальной инфраструктуры в рабочем состоянии.
Я убежден, что работники ЖКХ готовы вложиться своим трудом в развитие отрасли. Ведь сегодня работники коммунальной сферы, слесари, электрики и другие, являются теми единственными людьми, на чьих плечах лежит вся тяжесть решения возникающих проблем на местах, в каждой квартире, в доме. Наша обязанность, обязанность государства – работать в той же системе координат, обеспечивать качественный рост условий жизни населения! А работы на этом направлении очень много.
При этом государственная программа развития ЖКХ явно не отвечает масштабам накопившихся проблем.
Те 1,5-2 процента от расходной части федерального бюджета, при дефицитных бюджетах субъектов Российской Федерации и отсутствии денег у муниципалитетов, не обеспечивают даже поддержания работоспособности коммунальной инфраструктуры, не говоря уже про ее обновление. Комплекс мероприятий, целевых показателей и их финансирование должны быть нацелены уже в среднесрочной перспективе (до 10 лет) планово восстановить основные фонды, а в долгосрочной перспективе (до 20 лет) обеспечить расширенное воспроизводство и опережающую модернизацию. Одновременно должна быть поставлена цель обеспечить без исключения все население Российской Федерации качественными и доступными коммунальными услугами и ресурсами, вне зависимости от того, в городе проживает человек, или на сельской территории.
При этом механизмы государственно-частного партнерства на этом направлении могут быть использованы, но не в той искаженной форме, как это делается сейчас. А сейчас, по сути, проводится приватизация коммунального хозяйства в обход закона «О приватизации».
Фракция КПРФ в Государственной Думе голосовала против принятия этих откровенно вредительских изменений в закон «О концессионных соглашениях» и будет добиваться отмены внесенных поправок.
Убежден, что действуя системно, последовательно решая стоящие задачи, мы сможем не только вывести отрасль ЖКХ из кризиса, но привести ее в состояние соответствующее самым высоким мировым стандартам.
Детальнее наши предложения изложены в программе формирования и использования федерального Бюджета развития. Способна ли нынешняя власть сделать правильные выводы, не допустить дальнейшего обнищания и вымирания народа, конечно, покажет время. Реформа же в ЖКХ – это лакмусовая бумажка в оценке способности правительства решать проблемы волнующие каждого человека.
2022-02-09
Кашин Владимир Иванович Заместитель Председателя ЦК КПРФ, академик РАН, Председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам