2013-12-05 16:29 Пресс-служба фракции КПРФ в Государственной Думе
5 декабря в Государственной Думе прошли парламентские слушания «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года: задачи и перспективы». Перед их участниками выступил заместитель Председателя ЦК КПРФ, Первый заместитель Председателя Комитета ГД по делам национальностей В.Ф. Рашкин. Предлагаем вашему вниманию текст его выступления.
Это уже вторые парламентские слушания по проблеме. Прошел ровно год с тех пор, как мы с вами обсуждали важнейший документ – Стратегию государственной национальной политики до 2025 года. Сегодня уже можно подвести первые итоги нашей работы в русле этой Стратегии, обозначить достижения и проанализировать неудачи.
Депутатский корпус нашей фракции с завидным постоянством на всех уровнях отстаивает идею создания специального органа исполнительной власти, в идеале – Министерства по делам национальностей. И с завидным постоянством эта мысль камуфлируется, затирается, подменяется созданием квази-структур, различного рода общественных и консультативных советов.
Пора, наконец, уже понять, что при таком количестве субъектов управления – более ста девяноста этносов и народностей, единый орган управления крайне необходим. Будем продолжать решать вопросы исключительно через общественные объединения – получим ситуацию ровно такую же, как в ЖКХ – самую взрывоопасную сферу с тех пор, как государство сознательно устранилось из нее в угоду частному капиталу.
Еще один момент. Пора, наконец, осознать, что межнациональные отношения не есть отношения экономические. Подведомственно они должны относиться к социальному блоку наряду с образованием, здравоохранением, культурой. Вопросы миграции и развития регионов хоть и связаны с национальной политикой, но все-таки это отдельные направления управления.
Кстати, сами лидеры национальных объединений прекрасно понимают эту разницу и сознательно дистанцируются от участия в решении миграционных и социально-экономических проблем. Пора бы и властям осознать реальное положение дел.
Должен сказать, что наша Коммунистическая партия держит вопрос национальной политики в сфере постоянного внимания. В октябре этого года мы провели Пленум Центрального Комитета по теме «Национальный вопрос и задачи партии по укреплению дружбы народов». Я призываю всех, кто работает сегодня в области национальной политики, внимательно проанализировать материалы нашего Пленума и взять рациональное зерно для совершенствования состояния межнациональных отношений в стране.
Как заместитель Председателя Комитета по делам национальностей Госдумы должен отметить и интенсивность, и результативность работы нашего Комитета в 2013 году. Практически все задачи, поставленные нами год назад, продвинулись в своем решении.
При нашем непосредственном участии проходила подготовка и обсуждение основных документов по национальной политике; подготовлены и внесены на рассмотрение несколько законопроектов в области регулирования внешней и внутренней миграции, введения ответственности чиновников всех уровней за состояние межнациональных отношений в регионах. Активно работает Экспертный Совет Комитета, наши коллеги принимают участие в заседаниях Президентского Совета по межнациональным отношениям. В этом году общественные объединения получили рекордное количество грантов по межнациональным отношениям.
На мой взгляд, сегодня мы можем говорить о том, что по количеству проделанной работы мы явно хорошо потрудились.
Дело за малым – повысить ее качество.
Это касается, прежде всего, распорядительных документов. Если к Стратегии вопросов практически нет (этот документ был нами всеми хорошо проработан до подписания Президентом, удалось учесть и согласовать позиции практически всех вовлеченных сторон через широкое, в том числе и общественное, обсуждение), то два других документа, а именно – План мероприятий по реализации Стратегии (июль 2013г.) и Федеральная целевая программа «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России (2014-2020гг)» (август 2013г.) вызывают очень много вопросов.
Я призываю коллег-чиновников из соответствующих министерств все-таки учитывать положительный опыт принятия основополагающих документов и не допускать принятия непрофессиональных программ и планов.
К вопросу о профессионализме в сфере государственной национальной политики. В последнее время активизировалась дискуссия вокруг проблемы подготовки специалистов в сфере межнациональных отношений.
Уже сегодня понятно, что квалифицированных кадров в этой, если можно так выразиться, отрасли не просто не хватает, их попросту нет.
Как и год назад, предлагаю воспользоваться опытом Советского Союза в этом вопросе. Именно в СССР и школьное образование; и политическое воспитание и подготовка; и постоянная ротация руководящих кадров; и персональная работа с реальными и потенциальными национальными лидерами, – все это в совокупности формировало достаточно эффективную систему управления в многонациональном государстве и обеспечивало совпадение политического устройства с культурным.
К сожалению, по оценкам экспертов, на сегодняшний день ни в одном ВУЗе страны не существует возможностей в сжатые сроки подготовить программы, адекватные как современному состоянию межнациональных процессов в стране, так и требованиям практической реализации теоретических постулатов. Кроме того, отсутствуют и целостные педагогические коллективы, работающие на системном уровне в этой сфере.
Думаю, нам всем нужно приложить усилия в данном направлении. Ведь межнациональные отношения носят всепроникающий характер, поэтому базовыми знаниями о взаимодействии с представителями различных национальностей должны обладать все представители власти, от сотрудников муниципалитетов до служащих полиции. А это – огромное количество людей в нашей стране.