Россия в последние пять лет не показала прогресса, а вот Грузия – лидер по темпам позитивных социально-экономических изменений. К такому выводу пришли в ФБК при составлении рейтинга наиболее быстро развивающихся государств, поставив нашу страну на 97 место среди 101 страны мира. “Рейтинг прогресса” (такое название получило исследование) интегрировал в себе результаты сравнительного странового анализа, получаемых ведущими исследовательскими международными организациями.
ФБК интегрировал результаты семи всемирно известных рейтингов за последние пять лет (анализировалось изменение позиций стран): Рейтинг по индексу конкурентоспособности (World Economic Forum), Рейтинг по Индексу условий ведения бизнеса (World Bank), Рейтинг по Индексу развития человеческого потенциала (ООН), Рейтинг “Лучшие страны для жизни” (International Living Journal), Рейтинг экономически свободных стран (Cato institute), Рейтинг по индексу экономической свободы (Heritage Foundation & The Wall Street Journal), рейтинг по Индексу восприятия коррупции (Transparency International).
Возглавляют сводный Рейтинг прогресса страны, которые показали наиболее динамичное развитие, пояснил один из его авторов – директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Грузия в указанных рейтингах суммарно поднялась на 207 мест за последние пять лет. Ключевую роль в этом сыграли Индекс условий ведения бизнеса, в котором страна переместилась с 112 места в 2006 году на 12 место в 2011 году, и Индекс экономической свободы института Cato, в котором она поднялась соответственно с 81 на 23 место. По словам г-на Николаева, подъем Грузии в Рейтинге условий ведения бизнеса был обусловлен тем, что за последние пять лет в этой стране произошло более 10 реформ, направленных на улучшение делового климата. В результате Грузия возглавила список 10 стран, в которых, по мнению Всемирного банка, делается больше всего усилий, чтобы создать законодательство более лояльным бизнесу. Также в Грузии были сделаны шаги по улучшению защиты прав инвесторов, существенно снизилась доля госрасходов в конечном потреблении и доля госинвестиций в суммарных инвестициях в основной капитал. Второе место в рейтинге прогресса заняла Македония, поднявшаяся суммарно по индексам на 160 мест. На третьем месте – Доминиканская Республика (улучшение своих позиций на 114 мест). Также в десятку самых динамичных попали Египет, Хорватия, Гватемала, Албания, Маврикий, Индонезия и Румыния.
Конечно, такой “Рейтинг прогресса” наиболее актуален для развивающихся стран – для тех, кто имеет наибольший потенциал для движения “вверх по лестнице”. Но эти государства по-разному пользуются своим потенциалом. Стабильность же экономического положения страны не означает его неизменности, рассказывает Игорь Николаев. Это означает, что ее развитие происходит без ускорения или замедления, независимо от того, каков уровень этого развития. Напротив, если страна развивается ускоренными темпами, или же экономическая ситуация в ней стремительно ухудшается, то она будет либо сильно опережать другие страны, либо сильно отставать. В эти стабильные страны, которые заняли середину рейтинга, как и предполагалось, попали развитые западные государства. Норвегия, США, Австралия, Новая Зеландия, Австрия, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Канада (индекс прогресса от -12 до 12). Изменения в динамике этих стран незначительны, поэтому то, что они заняли середину рейтинга ожидаемо и объяснимо, заявляют авторы: на общий стабильный вектор развития даже кризис не смог оказать существенного влияния. Однако и развитые страны показывают различия в направлении, пусть и не очень существенной, но все же динамики. Так, выходит, что свои позиции по индексам улучшили Франция, Германия, Япония. А Норвегия, США и Австралия, напротив, показали отрицательное движение. Более всего (-11) опустилась Великобритания. Также в середину рейтинга (минимальная динамика) попали такие государства как Нигерия, Ботсвана, Бангладеш, Кувейт, Парагвай – для них такое положение является весьма тревожным признаком застоя. Интересно, что Китай – одна из наиболее динамично развивающихся стран – в целом не изменил своего положения (суммарное изменение мест по всем рейтингам равно нулю). Похожая ситуация у Туниса. Но, поясняют авторы рейтинга, это не означает, что эти страны топчутся на месте. “Это означает лишь то, что развитие данных стран устойчиво, происходит без ускорения/замедления, с постоянной “скоростью”. И эта “скорость” в случае Китая весьма велика”, – говорится в докладе.
Россия за последние пять лет по всем исследованным рейтингам потеряла суммарно 97 позиций, заняв 97 место. Хуже только Венесуэла, Никарагуа, Украина и Боливия. Такое невысокое, мягко говоря, положение обусловлено снижением рейтинга по индексу качества жизни на 40 позиций, по индексу восприятия коррупции – на 33 позиции, по Индексу условий ведения бизнеса – на 26 позиций, по Индексу экономической свободы фонда Heritage – на 14 позиций. Поднялась Россия очень незначительно по трем международным рейтингам – по Индексу конкурентоспособности (на 1 позицию), по Индексу развития человеческого капитала (на 3 позиции) по индексу экономически свободных стран института Cato (на 12 позиций).
Снижение рейтингов связано с целым рядом факторов. Рост госрасходов, национализация предприятий (“синдром ЮКОСа”, под впечатлением которого бизнес-сообщество находилось все 2000-е годы и остается до сих пор, считает Игорь Николаев), рост контроля над иностранными инвестициями, отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора, повышение уровня коррупции, недостаточный уровень изменений в области защиты прав инвесторов и т.д. – все эти негативные изменения социально-экономических условий усложнили, по мнению авторов рейтингов, предпринимательскую деятельность и снизили качество жизни. Особо авторы выделяют повышение уровня коррупции, а также отсутствие существенных изменений, направленных на развитие финансового сектора.
При этом авторы рейтинга отмечают, что, невзирая на многие удручающие факторы, есть и положительные изменения в социально-экономическом положении России. О них свидетельствует, например, рост Индекса экономической свободы. В 2006-2007 годах, по мнению специалистов Cato, этот индекс вырос вследствие роста денежной массы и роста свободы обращения валюты на территории России, в результате чего упростился доступ к наличным деньгам. “Отметим, что рост по данному индексу мог бы быть значительно больше, если бы не негативные изменения в других областях. Например, под-индекс Международная торговля снизился за пять лет на 12%”, – говорят авторы.
Эксперты согласились во многом с результатами исследования, однако подчеркнули, что “Рейтинг прогресса”, скорее, является зеркалом социального положения стран, нежели экономической ситуации. Верх и низ рейтинга составили страны, “находящиеся в ситуации позитивной и негативной катастрофы”, страны, в которых идут процессы “внутреннего саморазрушения и внутреннего самосозидания”, отметил заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) Евгений Гонтмахер. По его мнению, если бы отдельно рейтинговались страны с высоким, средним и низким уровнем дохода на душу населения, то в своей группе Россия (средний уровень ВВП) вообще заняла бы последнее место. При этом, по словам эксперта, очень важны стимулы к развитию. Так, показавшие отличные результаты динамики Македония и Хорватия пошли на огромные социально-экономические изменения в связи с намерением вступить в ЕС. Это своеобразное революционное развитие. И у аутсайдеров списка – ломка институтов, только результаты с минусом. Что касается России, то, отметил Гонтмахер, те немногие позитивные институты, которые были созданы в 90-е годы, были разрушены в 2000-е годы, они морально устарели, потому что не менялись. “А уж в последние годы, если посмотреть рейтинги за 2008-2010 годы, произошло обрушение всего. Мы потеряли систему управления, любую, – говорит эксперт. – Мы потеряли робкие ростки в конкурентной среде, в защите частной собственности и так далее”.
Методика межстранового рейтингования пока используется очень мало, при этом из всех постсоветских стран только Казахстан поставил целью улучшение своих позиций в такого рода рейтингах, отметил Владислав Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества. “На мой взгляд, представленный рейтинг – это рейтинг, скорее, не актуальный, а предупреждающий: он показывает, что мы можем ожидать в следующие 5 лет, исходя из предыдущих лет”, – говорит Владислав Иноземцев. С этой точки зрения, высокая позиция Грузии, учитывая, что страна потеряла позиции в исследовании по качеству жизни (снижение в рейтинге “Лучшие страны для жизни” с 82 места в 2006 году до 82 позиции в 2011 году до 88-го), может говорить о том, что в ближайшее время при сохранении курса динамичного развития страна покажет серьезный рывок по уровню жизни населения. Хотя, конечно, пятилетние данные – слишком небольшой отрывок.
“Рейтинг прогресса” показывает, в каком направлении и с какой скоростью двигалась экономика страны за последние пять-шесть лет и, следовательно, может быть использован в качестве одного из инструментов для прогнозирования не только отдельных стран, но и мировой экономики, уверены авторы исследования. Они пришли к выводу, что страновые рейтинги сегодня пока не имеют того веса, который имеют рейтинги корпоративной направленности, и это, отмечают в ФБК, неправильно. Рейтингование – это механизм стимулирования межстрановой конкуренции, такая конкуренция заставляет правительства повышать эффективность своей работы, стремясь достичь лучших результатов, большего прогресса, считает Игорь Николаев. “Мониторинг развития ситуации через соответствующий срез позволит внести свой вклад в систему предупреждения глобальных экономических кризисов, или, как минимум, в выработку мер по снижению остроты последствий от таких кризисов”, – также говорится в докладе. Для России страновые рейтинги, в том числе попытки их интегрирования, актуальны в особенности. “Российские власти, к сожалению, продолжают демонстрировать отсутствие какой-либо самокритичности в ситуациях глобального изменения экономической ситуации. Достаточно вспомнить начало последнего мирового экономического кризиса, которое пришлось на вторую половину 2008 года. Виноваты в кризисе были, по мнению властей, все кто угодно, в особенности, конечно, США, но только не Россия. А ведь фундаментальной причиной кризиса была глобальная перекапитализация основных рынков активов, к чему Россия тоже приложила усилия”, – заявляют авторы рейтинга.
Латкина Наталия (Finam.ru)