В середине мая было опубликовано моё обращение к гражданам России «Без Родины наши имена и дела обречены на забвение». Одна из острейших проблем, о которых в нём говорилось, — это разжигание антисоветизма, насаждение презрения и ненависти к советскому прошлому, откровенной клеветы на него. Обращение вызвало большой интерес у читателей. Особенно взволновала их тема разжигания русофобии и антисоветизма. Граждане страны отмечают, что ситуация в этом смысле всё больше напоминает шабаш конца 1980-х и 1990-х годов. Пристальное внимание к этой важной и болезненной для общества теме заставляет меня ещё раз вернуться к анализу сегодняшней обстановки в России.
Споры о прошлом — это споры о будущем
Для любого здравомыслящего человека очевидно, что дискуссия о советских ценностях, от которых нашу страну насильственно вынудили отказаться четверть века назад, — это не просто разговор на исторические темы. Подобные дискуссии в принципе не могут порождать такого накала и такой пропагандистской активности, какую демонстрируют те, кто настойчиво насаждает в обществе откровенно предательские настроения.
Спор о советской истории — это в первую очередь спор об актуальных ценностях, способных определять настоящее и будущее России. В этом споре столкнулись две принципиально различные идеологии. Одна из них основана на социальной справедливости, равенстве и дружбе народов. На государстве, обеспечивающем защиту этих ценностей и проведение властью именно такой политики. Эта идеология, которой привержена наша партия, зиждется на убеждении, что только солидарность общества, базирующаяся на названных ценностях, может обеспечить стране выход из кризиса. Обеспечит развитие, процветание и сохранение государственной независимости в сегодняшних сложнейших условиях.
Противоположную идеологию исповедуют наши оппоненты, которые злобно клеймят советское прошлое и народные гуманистические ценности. Они охотно объединяются на поприще русофобской пропаганды — даже если формально выступают под разными знамёнами. Эта публика категорически отвергает идею социальной справедливости и социального равенства, как и идею социального государства. В их понимании государство должно выступать не гарантом справедливости и дружбы народов, что соответствовало бы интересам абсолютного большинства, а гарантом защиты интересов финансовой и чиновничьей «элиты», обогатившейся в результате предательства СССР и утверждения в России криминально-олигархического капитализма. Приверженцы этой идеологии видят свой идеал именно в таком государстве, которое защищает привилегированное меньшинство. Защищает нуворишей от притязаний большинства на справедливость, от требований, чтобы закон был един для всех, чтобы социальные гарантии обеспечивались каждому гражданину. Таким требованиям в полной мере соответствует только социалистическая система.
Вот почему дискуссия о советских ценностях и уникальном опыте — это не только дискуссия о том, как оценивать прошлое. Это прежде всего дискуссия о настоящем и будущем нашей страны.
В своём обращении к гражданам страны я рассматривал антисоветизм и русофобию прежде всего как орудия, работающие в интересах внешних противников России. В этот раз хочу сосредоточиться на внутренних процессах, способствующих активизации антисоветской пропаганды, на тех политических и социальных группах, которые особенно заинтересованы в дестабилизации страны.
Объединённые предательством
Итак, те, кто сегодня объединены неприятием советской идеологии и советских ценностей, — это действующая власть, олигархия и обслуживающий её персонал, а также так называемая либеральная оппозиция. Их общность заключается в неуклонной приверженности идеям капитализма, «свободного рынка» и социального неравенства, с которым общество обязано мириться как с заведомо неизбежным условием. Расхождения и конфликты между этими группами порождены притязаниями каждой из них на то, чтобы полностью контролировать управление политической и экономической сферами. Но образ государства, которым они стремятся управлять, у них, в конечном счёте, общий. Это государство, антисоциальное по своей сути, защищающее не интересы большинства, а интересы меньшинства, контролирующего ресурсы страны и финансовые потоки. Уже одно это предопределяет единство названных политических и социальных групп в вопросе о враждебном отношении к великой советской эпохе.
Чтобы понимать причины отторжения коммунистической идеологии действующей властью, необходимо верно понимать и то, каков её генезис, её историческое происхождение. Нередко эти люди являются прямыми потомками тех, кто в советские времена занимал высокое положение. Но парадокс этот — только кажущийся. На самом деле, нет ничего удивительного в том, что на переднем крае антисоветской пропаганды часто оказываются те, кто рос в привилегированных семьях. Они уже тогда делали первые шаги по карьерной лестнице, пользуясь не своими способностями и талантами, а номенклатурными связями. Многие из них оказались в центре разрушительных событий рубежа 1980-х — 1990-х годов. Эти перевёртыши вполне осознанно предавали дело своих отцов и дедов, потому что стремились к тому, чтобы конвертировать привилегии, полученные уже в советскую эпоху, в привилегии ещё более существенные, дающие дополнительные кадровые и финансовые возможности. Это неизбежно предполагало предательство идеи справедливости и социального равенства, идеи защиты интересов большинства. Это толкало к предательству советской системы, которая сдерживала карьерные и финансовые аппетиты тех, кто этой же системе был обязан своим благополучием.
Некоторые из них поспешили откреститься от советского наследия своих предков, объявить его ошибочным и ненужным. Отказ от этого наследия открывал для них путь в ряды крупной буржуазии, само появление которой советская система исключала в принципе. Иные, занимавшие в советское время высокое положение в партийных и силовых структурах, призванные защищать народную власть, переместились из прежних кабинетов в другие, получив более высокие должности. Нужно понимать, что большинство из этих людей в принципе не могли рассчитывать на такие посты. Не могли по вполне объективным причинам. И уже одно это вызывает у них враждебность по отношению к советскому прошлому и советской идеологии.
Предательство и падение профессиональной и моральной планки — вот ключевые условия формирования постсоветской политической элиты. Как и элиты финансовой и пропагандистской, отстаивающей интересы власти и олигархии в СМИ. Поэтому сама мысль об обществе, в котором эта планка была значительно выше, вызывает у этой публики враждебность. Напоминание о советских временах и советских ценностях — это ещё и напоминание о несостоятельности нынешней правящей касты, напоминание о том, что её сегодняшнее положение куплено историческим предательством.
Массовое предательство началось с перестройки. Она изначально развернулась под лозунгами оздоровления и модернизации советской системы, но вскоре мутировала в процесс целенаправленной дискредитации этой системы и её демонтажа. Мы, сегодняшние коммунисты, — приверженцы всего лучшего, что было в российской истории и в советской системе, обязаны признать, что её демонтаж не стал бы возможным без непосредственного соучастия в этом морально и идейно переродившейся части тогдашнего руководства. Мощное и успешно развивавшееся государство не могло быть разрушено стараниями одних лишь внешних противников СССР. В числе их союзников оказались горбачёвы и яковлевы, ельцины и шеварнадзе, вся эта «пятая колонна», которая и предала трудовой народ и нашу страну.
Кто и зачем искажает историю?
Всё это усиленно замалчивается сегодняшними антисоветчиками, стремящимися представить развал СССР как результат якобы закономерного кризиса советской системы. Но такая трактовка насквозь лжива. К началу перестройки в обществе не было никакого массового недовольства советской системой. Не было и запроса на её «революционное» обновление. Даже в начале 1990-х годов абсолютное большинство граждан, уже подвергшихся массированной антисоветской пропаганде, безоговорочно проголосовали на референдуме за сохранение СССР. Таков был выбор народа. Этот выбор был вероломно и предательски попран. По сути произошла контрреволюция, осуществлённая антисоветски настроенным меньшинством при участии переродившихся и вставших на путь предательства чиновников и силовиков.
Вот что легло в основу возникновения системы криминального капитализма, сменившей Советскую власть. Эта эпоха для граждан России является эпохой катастрофической, ассоциирующейся с величайшей трагедией нашей страны. Нынешняя власть не может этого не учитывать. Поэтому время от времени она демонстрирует негативные оценки событий того периода. Но эта власть сама состоит из людей, большая часть которых вознеслась на политический олимп благодаря «лихим 1990-м». Она оказалась прямым порождением тех разрушительных процессов, которым многие представители нынешней власти либо прямо содействовали, либо как минимум симпатизировали. И сегодня они не могут отказаться от этого сомнительного наследия. Один из красноречивых примеров тому — торжественное открытие в Екатеринбурге Ельцин-центра, демонстрирующее стремление к политической канонизации спившегося и разложившегося деятеля, полностью расходящееся с тем, как его оценивают большинство граждан.
Да, наряду с этим власть время от времени обращается и к великим достижениям советской эпохи — прежде всего в связи с историческими датами. Чиновники отдают дань и победе советского народа в Великой Отечественной войне, и первому полёту человека в космос. Никакая власть не может обходиться без ценностей, вокруг которых объединяется общество. Не может уже хотя бы потому, что если такие ценности в сознании общества отсутствуют, то полностью ломается идейный стержень, скрепляющий его. А значит, становится невозможным и объединение такого общества вокруг власти, исключается и какая бы то ни было солидарность в оценке настоящего. Именно это оказалось одной из отличительных черт ситуации в 1990-е, что явно не играло на руку тогдашней власти. Нынешнее руководство страны хорошо усвоило этот урок.
При этом оно вполне сознаёт, что постсоветская эпоха так и не породила позитивных ценностей, вокруг которых готов сплотиться народ. Можно возразить, что такие ценности рождаются в результате воссоединения Крыма с Россией и благодаря поддержке нашей страной того сопротивления, которое жители Донбасса оказывают бандеровской клике. Но необходимо понимать, что и возвращение Крыма, и поддержку наших братьев на востоке Украины россияне воспринимают прежде всего как восстановление справедливости, попранной в период развала СССР, как исправление катастрофических ошибок. По сути, эти процессы воспринимаются как законное возвращение утраченного в результате развала советской системы. И это тоже связано с верностью большинства россиян тем ценностям, которые корнями уходят в советское прошлое. Поэтому именно процессы, связанные с возвращением к советским завоеваниям, вызывают в обществе подлинный патриотический подъём.
Суть в том, что система, которая утвердилась в России к началу 1990-х и сохраняется в нашей стране до сих пор, в принципе не может породить идеологию, на основе которой способно объединиться общество. Найти такую идеологию по-прежнему можно только в советском прошлом. Это и заставляет власть хотя бы иногда обращаться к историческим достижениям. Но, даже признавая их и напоминая о них обществу, власть никогда не связывает их с советской системой, с её преимуществами, с её лидерами и вождями. Напротив, она стремится даже такие великие достижения, как победа СССР в самой страшной в мировой истории войне и выдающиеся успехи нашей страны в космической отрасли, вырвать из контекста советской истории. Стремится рассматривать их вне всякой связи с этой историей и с коммунистической идеологией, опора на которую и сделала эти великие достижения возможными. Это тоже одно из проявлений глубинного антисоветизма нынешней политической элиты, её боязни признать заслуги и преимущества советской системы, партии большевиков. По сути, это и есть то самое настоящее искажение отечественной истории, против которого высокопоставленные чиновники регулярно высказываются на словах, но которому сами привержены на деле.
Советские достижения и нынешний кризис
Если оценивать исторический опыт нашей страны честно и объективно, то нельзя не признать, что советская эпоха продемонстрировала ни с чем не сравнимые примеры мобилизации народного таланта и народной воли, ни с чем не сравнимые масштабы созидания в сфере экономики, науки, культуры и образования. Именно советская политическая и социально-экономическая система смогла это сделать.
В 1940-м — последнем предвоенном году — валовой внутренний продукт вырос в СССР по сравнению с 1928 годом в 4,5 раза. Произведённый национальный доход вырос за те же 12 лет в 5,1 раза, капитальные вложения в экономику — в 6,7 раза, объём промышленной продукции — в 6,5 раза. За три довоенные пятилетки в СССР было построено 9 тысяч промышленных объектов. В среднем за год вводилось в строй 600 предприятий. За 15 довоенных лет объём продукции в машиностроительной отрасли вырос в 30 раз, а в нефтяной и химической — в 17,5 раза. Производство электроэнергии увеличилось в 24 раза. Эти данные выглядят фантастическими на фоне сегодняшних удручающих показателей российской экономики. Но это реальность советской эпохи. Та реальность, которую наши оппоненты упорно замалчивают.
К началу 1940-х коммунисты находились у власти 23 года и сумели добиться выдающихся успехов, о которых ясно свидетельствуют приведённые цифры. Либералы-рыночники правят Россией уже 25 лет, и все эти годы страна переживает один кризис за другим, а экономика безостановочно деградирует. При этом те, кто этой экономикой управляет, то и дело жалуются на «тяжёлое советское наследие», от которого страна якобы не может «оправиться» и которое мешает России нормально развиваться. С помощью этой клеветнической присказки «рыночники» пытаются оправдать свою провальную политику, свалить ответственность за неё на советское прошлое, на наследие той эпохи, когда страна стремительно развивалась, а не деградировала, как сегодня. Разве можно себе представить, чтобы руководители СССР на 26-м году Советской власти жаловались на тяжёлое наследие царизма, тормозящее развитие советского государства и мешающее его руководству эффективно работать? И разве смогла бы наша страна выиграть войну у гитлеровской Германии и её союзников, если бы коммунисты не сумели обеспечить интенсивного развития экономики, промышленного производства и науки?
Даже после начала войны спад производства в СССР продолжался всего 5 месяцев: с июня по ноябрь 1941 года. В декабре он был остановлен, и с того времени производство в стране только росло. К 1943 году объём продукции в оборонных отраслях вырос вдвое по сравнению с 1940 годом. СССР превзошёл фашистскую Германию по производству танков в 3,9 раза, по производству боевых самолетов — в 1,9 раза. Продолжали успешно развиваться и мирные отрасли. Вот красноречивый пример: во время войны не прекращалось строительство метро. Семь станций Московского метрополитена были введены в строй именно в военные годы.
Несмотря на страшный урон, который был нанесён нашей стране войной, в первые же послевоенные годы Советская держава продемонстрировала ошеломительные успехи. Довоенный уровень промышленного производства был достигнут уже к 1948 году. А довоенных показателей в сельскохозяйственном производстве страна достигла к 1950 году. В период с 1946 по 1950 год был построен 201 миллион квадратных метров жилья — почти столько же, сколько за все довоенные пятилетки вместе взятые. Реальные доходы на душу населения в 1950 году уже превышали довоенный уровень на 35—40%. А либералы-рыночники, клевещущие на советское прошлое, даже в мирное время не могут остановить экономический обвал, сокращение производства и падение реальных доходов граждан.
Во времена социализма наша страна была в числе ведущих государств мира по темпам промышленного производства, по уровню развития науки, образования, здравоохранения, культуры. Соперничать с Советской страной могли только США и наиболее развитые страны Европы. И по многим важнейшим параметрам они проигрывали в конкуренции с Советским Союзом. В особенности это касалось социальной защищённости граждан, доступности образования и медицинских услуг. По-настоящему устойчивая социальная стабильность — вот что в первую очередь отличало советское общество от капиталистических стран, даже наиболее процветающих. Сегодняшняя Россия, которой навязана тупиковая система дикого капитализма, отстаёт от наиболее развитых государств практически во всём. А по многим параметрам уже скатилась на уровень отсталых стран со слаборазвитой экономикой.
Вот лишь один печальный пример. Если в 1987 году ВВП Российской Федерации составлял, по разным оценкам, от 37 до 40,2% от ВВП Соединённых Штатов, то сегодняшний российский ВВП составляет не более 10—12% от американского. О каком «тяжёлом советском наследии» тут можно говорить? Это не наследие, а удручающая реальность страны, обрекшей себя на кризис в результате разрушения советской системы. Та реальность, которую либералы из экономического блока правительства цинично именуют «новой нормальностью», но которая на деле представляет собой самую настоящую деградацию и полностью разоблачает несостоятельность правительственных управленцев, скармливающих народу лживые байки о советских временах.
«Нищий» СССР и нищие духом стяжатели
У антисоветчиков мотивы защиты своих позиций тесно переплетаются с мотивами корыстных интересов. И это закономерно. Ибо суть сегодняшней системы состоит в том, что внутри неё теснейшим образом переплетены власть и обогащение, политические решения и выгода олигархических кланов, принадлежность к номенклатуре и доступ к большим деньгам. Это тот самый симбиоз, который был невозможен в системе советской и без которого немыслима нынешняя система.
Недавно я участвовал в политической дискуссии, развернувшейся в программе телеканала НТВ «Большинство». Она как раз касалась оценки советской истории. Неудивительно, что в телестудии в большом количестве собрались записные антисоветчики. Мне особенно запомнились прозвучавшие в этой программе «откровения» одного из депутатов Государственной думы, принадлежащего к «партии власти». Осыпая проклятиями прошлое, он заявил, что советская эпоха была временем нищеты, что народ в те времена попросту голодал. Понятно, что любой человек, способный оценивать советскую историю честно, не может посчитать такие утверждения не чем иным, кроме как вздором и откровенной клеветой. Но для того, чтобы понимать сущность наших политических оппонентов и истинные мотивы их лживой пропаганды, мы должны знать, чем порождены такого рода взгляды. И почему они стремятся навязать их всему обществу.
Разумеется, по мере усугубления социально-экономического кризиса представители власти начинают видеть в социалистическом прошлом всё большую опасность. Советская система гарантировала гражданам право на труд, бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание и бесплатное жильё, эффективную защиту от произвола коррупционеров во власти и от уличного криминала. Причём гарантировала не на словах, а на деле. А нынешняя власть гарантирует обществу такую систему, при которой социальные права граждан полностью попраны. Такую систему, от которой коррупция стала неотделимой и при которой никто не может чувствовать себя защищённым от разгула преступности.
В советские времена была невозможной сама мысль о сращивании правоохранительных органов с криминальными группировками или о том, что в стране может безнаказанно орудовать наркомафия.
В советские времена диким показалось бы одно лишь предположение, что в столице страны могут хозяйничать этнические преступные группировки, устраивающие вооружённые «разборки» на глазах у мирных граждан. Что они могут осквернять могилы, как это случилось во время недавних возмутительных событий на Хованском кладбище в Москве.
В советские времена невозможно было представить, что безработица может восприниматься как нормальное, законное явление, когда в стране миллионы людей не могут трудиться по специальности, а то и вовсе не имеют никакой работы.
В советское время никто не мог даже вообразить, что доступ к хорошему образованию и качественным медицинским услугам может зависеть от того, сколько у тебя денег.
Любимый аргумент либералов, доказывающих, будто отказ от советской системы в пользу «свободного рынка» стал для народа благом, состоит в том, что в сегодняшней России наблюдается более внушительное товарное насыщение, чем в СССР. Да, если рассматривать этот вопрос с сугубо формальной точки зрения и мерить исключительно количеством товаров на полках магазинов, то это так. Но при этом необходимо понимать, что абсолютному большинству граждан среди этого видимого изобилия доступны только самые дешёвые товары невысокого, а зачастую и откровенно плохого качества. И если оценивать ситуацию не с точки зрения количества товарных позиций, а с точки зрения качества потребления, доступного большинству, то, сравнивая качество потребления в СССР и в сегодняшней России, впору вспомнить о мудром ленинском принципе: «Лучше меньше, да лучше».
Кроме того, уровень жизни граждан определяется не только товарным изобилием, но и тем, какие возможности имеет народ для интеллектуального и культурного развития, насколько ему доступно образование и качественное медицинское обслуживание. И тут мы из года в год наблюдаем всё более удручающую ситуацию, которая не идёт ни в какое сравнение с советскими реалиями.
В 1987 году количество дневных общеобразовательных школ составляло в Российской Федерации около 70 тысяч. К 1993 году их число сократилось до 68,5 тысячи. А к 2015 году их осталось в России только 44,8 тысячи. То есть за 22 года в стране закрыто почти 24 тысячи школ. Численность учащихся, охваченных всеми видами обучения, составляла в Российской Федерации в 1987 году около 23 миллионов. В 1993 году она сократилась до 21,1 миллиона, в 2015-м — до 14,4 миллиона. Число получающих образование, которое в советские времена из года в год росло, за последние два десятилетия снизилось в нашей стране на треть.
Не менее масштабному разрушению подверглась за годы капитализма сфера здравоохранения. Так, количество больничных коек, составлявшее в России в 1993 году 131 тысячу, в 2013 году сократилось до 91 тысячи. Более свежие данные Росстатом пока что не обнародованы. Но разрушительные, откровенно антисоциальные «реформы» в сфере медицинского обслуживания, развернувшиеся в стране в последние годы, свидетельствуют о том, что ситуация продолжает ухудшаться.
В советское время было невообразимым, чтобы правительственные чиновники, отвечающие за состояние экономики, прямо призывали заморозить зарплату и утверждали при этом, что только так государство может получить средства для инвестиций в национальную экономику. А сегодня министерство экономического развития выступает именно с такими предложениями, и их открыто поддерживают чиновники из других ведомств и Центробанка.
В советское время гражданам даже в страшном сне не приснилось бы, что министерство финансов станет предлагать трудящимся самим заботиться о своих будущих пенсиях, откладывая на них из своего заработка кто сколько сможет. А сегодня министр финансов Силуанов и его ведомство занимаются именно этим, будучи полностью уверенными, что не понесут за свои авантюры никакой ответственности.
Понятно, что с приближением выборов властная «элита» всё отчётливее осознаёт: советская система представляет собой убедительную противоположность тому провальному курсу, который компрадоры навязали обществу. Это становится угрозой для нынешнего политического класса, не без оснований опасающегося, что на выборах россияне отдадут предпочтение тем, кто защищает идеи социальной справедливости и социального государства. Представителям власти всё труднее возражать против того, что их политика ввергла страну в серьёзнейший социально-экономический кризис. Что она всё больнее бьёт по интересам россиян, среди которых уже более 20 миллионов живут в откровенной нищете, получая ежемесячные доходы, не достигающие даже официально установленного прожиточного минимума. И ещё больше людей балансируют на грани нищеты и бедности, сталкиваясь с постоянным сокращением своих реальных зарплат и пенсий. Не зная, чем оправдать свою политику, желая отвлечь общество от обсуждения актуальных проблем, представители власти не находят ничего иного, как врать и оболванивать граждан, нападать на своих оппонентов, используя орудия антисоветизма и русофобии.
Но их агрессивные «откровения» объясняются не только этим. Они объясняются самой сущностью этих людей. Сущностью тех, для кого ненавистнее всего идеи социальной справедливости и социальной ответственности. Смысл их жизни — ничем не ограниченное личное обогащение и система, которая это обогащение гарантирует при любых условиях. Для честных и здравомыслящих людей утверждения таких господ, будто в советские времена царила нищета, а граждане голодали, звучат как бессовестная ложь. Нищей жизнь в советском обществе была не для тех, кто в нём жил, честно трудился или получал законную зарплату или пенсию. Нищей эта жизнь видится тем, кто обогатился в наше время за счёт разворовывания страны, разрушения советской системы, которая делала такое преступное обогащение невозможным. Это для них, обладающих волчьими финансовыми аппетитами и готовых обобрать кого угодно, советские социальные стандарты, о которых большинство сегодняшних россиян могут только мечтать, выглядят как беспросветная нищета. Для этих господ нормальная, сытая жизнь — это жизнь, открывающая доступ к сверхдоходам, к безудержному накоплению и потреблению. Такая жизнь может быть доступна только избранному клану и только за счёт ограбления абсолютного большинства, за счёт его обнищания, которое мы и наблюдаем сегодня. У богатеев в России нет кризисов. В прошлом году они увеличили доходы почти в полтора раза. Кризис, жестокий кризис есть у трудового народа.
Олигархия даёт показания
Вот ценности, объединяющие нынешнюю политическую элиту и якобы противостоящую ей «либеральную оппозицию», возглавляемую теми, кто оказался оттеснён от властного и финансового пирога. А также тесно связанную с властью олигархию, нуворишей, обогатившихся благодаря противозаконной передаче государственной и народной собственности в частные руки. Некоторые из них ещё и бравируют преступным характером своих подвигов в «борьбе» с советской системой и советским наследием.
Яркий и абсолютно разоблачительный пример тому — откровения Анатолия Чубайса, одного из главных идеологов российского бандитского капитализма. Он в 1990-х был вице-премьером в правительстве, а теперь возглавляет так и не отметившуюся особыми техническими достижениями компанию «Роснано». В Интернете уже давно размещена видеозапись его шокирующего монолога, в котором этот деятель, вальяжно расположившись в служебном самолёте, представляет историю приватизации в России как историю борьбы с коммунизмом и Советской властью. Это не просто откровения одного из предводителей самых разрушительных для страны процессов последней четверти века. Это политический документ, полностью изобличающий сущность идеологии, которой привержены те, в чьих руках оказалось политическое и экономическое управление нашей страной после разрушения СССР. Поэтому монолог Чубайса я приведу почти целиком.
«Мы занимались не сбором денег, а уничтожением коммунизма. Это разные задачи, с разной ценой… Что такое приватизация для нормального западного профессора? Для него, в соответствии с западными учебниками, это классический экономический процесс, в ходе которого оптимизируются затраты на то, чтобы в максимальной степени эффективно разместить активы, переданные государством в частные руки. А мы знали, что каждый проданный завод — это гвоздь в крышку гроба коммунистов. Дорого, дёшево, бесплатно, с приплатой — двадцатый вопрос. А первый вопрос один: каждый появившийся частный собственник в России — это необратимость. Точно так же, как 1 сентября 1992 года первым выданным ваучером мы выхватили буквально из рук у красных решение об остановке приватизации в России. Точно так же с каждым следующим шагом мы двигались ровно в том же самом направлении. Приватизация в России до 1997 года вообще не была экономическим процессом. Она решала совершенно другого масштаба задачи, что мало кто понимал тогда… Она решала главную задачу — остановить коммунизм. Эту задачу мы решили. Мы решили её полностью».
Этот неприкрыто циничный рассказ Чубайса безоговорочно подтверждает то, о чём не раз заявляла КПРФ: приватизация в России была осуществлена совершенно преступными методами. При попустительстве власти важнейшие отрасли экономики перешли из-под контроля государства в руки частных собственников, которые в итоге баснословно обогатились, но не принесли в качестве управленцев никакой пользы России, а лишь способствовали её экономической деградации. А задачу изменения экономической системы к лучшему власть не ставила в принципе.
Подразумевался исключительно демонтаж советской системы в интересах определённого политического и финансового клана. Но когда об этом говорят коммунисты, нас обвиняют в передёргивании, в стремлении подорвать социальную и политическую стабильность в обществе. А когда об этом говорит Чубайс, непосредственно командовавший приватизацией 1990-х, к нему не возникает никаких претензий ни со стороны власти, ни со стороны право-охранительных органов. И это ещё одно доказательство того, что нынешняя система является прямым порождением 1990-х. Как и правительство, продолжающее следовать тогдашним социально-экономическим рецептам, и оказавшееся неспособным вытащить страну из кризиса.
Эти откровения разоблачают и сущность антисоветизма нынешней политической и экономической элиты. А расплачивается за этот зоологический антисоветизм российский народ, пожинающий последствия тотального разграбления страны, которую эти ненавистники коммунизма превратили в заложницу алчной олигархии и обрекли на участь сырьевого придатка Запада.
Правда в том, что их антикоммунизм и антисоветизм движимы не принципиальными убеждениями, а безудержной алчностью, готовностью попирать закон ради обогащения и страхом, что рано или поздно за содеянное придётся отвечать.
Антисоветизм на службе русофобии
Нельзя не сказать и о том, что подоплёка заново набирающей силу антисоветской пропаганды — не только социальная и экономическая. Она связана не только с углублением кризиса и приближением выборов. У сегодняшнего антисоветизма есть и другая идейная подоплёка, о которой мы не вправе молчать. Это русофобия, которая почти всегда скрывается за антисоветскими суждениями, почти всегда присуща тем, кто демонстрирует враждебность к советскому прошлому. Даже те из них, кто пытается изображать из себя патриотов, радетелей за интересы русского народа, на поверку оказываются теми же русофобами, глубоко презирающими народ, его историю и его достижения.
Советская история, связанная с утверждением первого в мире государства, основанного на принципах социальной справедливости, связанная с победой нашей страны в самой страшной войне, с великим и беспримерным подвигом индустриализации, с колоссальными экономическими, научными, культурными и социальными достижениями, — это и история мощнейшего подъёма русского народа, в котором проявились его талант, воля, безграничные созидательные способности. В этом одна из главных причин того, почему так ненавидят советскую идею и советскую историю профессиональные антикоммунисты, абсолютному большинству из которых глубоко чужд и враждебен сам русский народ. Достаточно проанализировать содержание пропагандистских выступлений антисоветчиков и деяния тех, кто настойчиво нападает на наше прошлое, чтобы убедиться: все они одновременно и русофобы.
Это они не устают вещать о «рабской сущности» русского народа, давшего человечеству множество выдающихся героев, внесшего колоссальный вклад в мировые науку и культуру. Это они кричат с экранов и со страниц печатных СМИ, что идеалом русских всегда было тоталитарное государство, представляющее собой бесконечный ГУЛАГ. Это они стремятся представить русского солдата-освободителя, сражавшегося плечом к плечу с другими народами Советской страны против фашизма и спасшего мир от «коричневой чумы», захватчиком и поработителем «свободной Европы».
Настойчиво призывая к уважению и толерантности, когда дело касается их самих, их убеждений и их интересов, эти господа позволяют себе откровенные оскорбления в адрес русского народа, разжигают ненависть к нему. Приходится с сожалением признать, что действуют они практически безнаказанно, не встречая решительного отпора со стороны власти. Эта безнаказанность, как правило, опирается на поддержку высокопоставленных чиновников, которые предпочитают не демонстрировать такие же настроения открыто, но в глубине души разделяют их.
Нужно честно признать, что именно русское население нашей страны платит самую тяжёлую цену за авантюрную и, по сути, преступную социальную политику, насильно навязанную России. В советские годы Российская Федерация демонстрировала постоянный и впечатляющий прирост населения. Только за период с 1940 по 1959 год его численность возросла со 110,1 миллиона человек до 117,5 миллиона. И это при том, что за первую половину 1940-х годов СССР потерял в войне 28 миллионов человек. Почти 20 миллионов из них пришлись на Российскую Федерацию. Нетрудно подсчитать, что если даже на фоне такой страшной статистики население России увеличилось с начала 1940-х до конца 1950-х более чем на 7 миллионов, то, с учётом военных потерь, число родившихся за этот период составило 25—27 миллионов. К 1989 году российское население насчитывало уже 147 миллионов, а к 2010 году оно сократилось на 4,1 миллиона. Это сокращение было бы ещё более существенным, если бы не миграционный приток из бывших советских республик. Показатели вымирания коренного населения России за постсоветские годы ещё более масштабны. Именно русское население убывает в последние десятилетия наиболее стремительно. Убывает в мирную эпоху. Но можно ли назвать эту эпоху по-настоящему мирной, если утвердившаяся в России социально-экономическая система представляет собой самую настоящую войну против народа, о миллионах жертв которой свидетельствует статистика.
В последнее время власть постоянно рапортует о том, что вымирание российского населения приостановилось, что показатели рождаемости в нашей стране впервые за весь постсоветский период начали опережать показатели смертности. Но это превышение мизерное. Авторитетные демографы настойчиво предупреждают, что в ближайшие годы оно опять сменится сокращением населения. Во взрослую жизнь начнут вступать дети 1990-х и 2000-х, родившиеся в период колоссального демографического спада, и этот кризис заявит о себе с новой силой. Что же касается тех регионов, где традиционно доминирует русское население, то они и сегодня остаются вымирающими. Этот трагический процесс маскируется исключительно народозамещением, происходящим в результате всё той же миграции.
Из антисоветского тупика — к обновлённому социализму
Оголтелый антисоветизм — это дубина, за которую хватаются обанкротившиеся экстремисты-рыночники в попытке спасти свой тающий авторитет и убедить страну в необходимости сохранения криминального капитализма. Мы призываем граждан дать трезвую оценку разрушительной деятельности и лживой пропаганде этих политических сил и категорически отказать им в доверии на предстоящих в сентябре парламентских выборах. Вывести страну из кризиса и вернуть её на путь полноценного развития может только возвращение к принципам социального государства, обновлённого социализма и дружбы народов. Поэтому в основу предвыборной программы КПРФ положены именно такие идеи и меры, которые позволят восстановить то лучшее, что было в советской экономической, социальной и культурной политике. «Десять шагов к достойной жизни» — так называется наша программа, с которой партия идёт на выборы.
Прежде всего КПРФ настаивает на необходимости возвращения важнейших отраслей экономики под контроль государства и общества и на лишении олигархических кланов права распоряжаться богатствами России. Только при условии воплощения в жизнь этого требования у страны появятся необходимые средства для восстановления промышленности, обеспечения гражданам прав на бесплатное образование и медицинское обслуживание. Именно благодаря тому, что в советские годы гигантские доходы отечественной промышленности шли в казну, а не в карманы крупных собственников, народу были обеспечены надёжная защита со стороны государства и подлинная социальная стабильность.
Мы убеждены, что необходимо решительно усилить борьбу с любыми проявлениями коррупции и бандитизма, ужесточить уголовную ответственность для тех, чья преступная деятельность угрожает экономической безопасности страны и безопасности граждан. Противники социализма и советского строя с особенной яростью клеймят сталинскую эпоху. Но именно в ту эпоху удалось полностью искоренить коррупцию в чиновничьей среде и в сфере экономики, разгромить криминальные группировки и поставить надёжный заслон уличной преступности. Этот опыт борьбы государства с преступностью нужно не отвергать — его нужно перенимать.
Мы выступаем за возрождение отечественной науки и культуры, за то, чтобы государство оказывало всестороннюю поддержку их развитию и стимулировало его посредством масштабного финансирования. Так было в Советской стране, и именно это сделало её одним из лидеров цивилизованного мира, а наш народ — одним из самых образованных и творчески активных. Именно это заставляло весь мир уважать Советское государство и советское общество. Именно это дало советскому народу моральные и интеллектуальные силы в противостоянии с любым противником.
Мы не сомневаемся, что спасение и возрождение России невозможно без восстановления нравственных основ и моральных принципов, на которые должны опираться и общество, и власть. КПРФ давно признала и решительно осудила допущенные в советские годы перекосы и несправедливость по отношению к религии и церкви. Но давайте честно ответим себе на вопрос: в какую эпоху принципы, главенствующие в обществе и в политике власти, оказались ближе к тем постулатам добра, бескорыстия, милосердия и гуманизма, которые проповедуют мировые религии? В советскую эпоху или в нынешнюю? По нашему убеждению, ответ может быть только один: советская система прямо воплощала эти постулаты, опираясь на принципы всеобщего равенства, солидарности и социальной справедливости. А нынешняя эпоха дикого капитализма по самой своей сути противоречит нравственным постулатам, лежащим в основе мировых религий и любых гуманистических учений. Противоречит она и самой идее культуры, подменяя её насаждаемым в угоду рынку масскультом, который копирует худшие зарубежные образцы, чуждые народу и подтачивающие духовные основы общества.
Антисоветизм — это одно из главных проявлений идеологии стяжательства, идеологии ненависти, беззакония и разобщения людей, идеологии деградации и разрушения. Той идеологии, которая уже почти три десятка лет калечит нашу страну и несёт ей смертельную угрозу. Единственной альтернативой ей может быть идеология развития, возрождения нашей страны на основе социализма, на основе восстановления лучших советских принципов в государственной политике и жизни общества. Истинные патриоты России не могут этого не признавать. И это укрепляет нашу уверенность в том, что сегодня необходимо постоянно напоминать народу о советских ценностях, защищать идеи социализма и бороться за победу этих идей в сегодняшней России. За победу, которая станет залогом достойного будущего нашей Родины, наших детей и внуков.