Как следует из данных Росстата и Банка России, индекс потребительских цен в июне обновил максимальное значение с лета 2016 года.
Продукты питания по сравнению с июнем 2020 года в среднем подорожали на 8,67%. Сильнее всего поднялись цены на свёклу (58,4%), сахар (43,79%), морковь (37%), подсолнечное масло (27,46%) и куриные яйца (21,19%), картофель (20,3%).
Из непродовольственных товаров взрывной рост стоимости (к июню предыдущего года) продемонстрировали строительные материалы (23,9%). По сравнению с предыдущим месяцем — маем стройматериалы в целом подорожали аж на 6,75%. Причём плиты древесностружечные — на 19,2%, доски — на 15,7%, металлочерепица — на 12,3%. Другие товары подорожали слабее, но тоже внушительно: моющие и чистящие средства — на 6,5%, медикаменты — на 6,2%, бензин — на 6,1%.
Эксперты говорят, что рост цен, в частности, на пиломатериалы объясняется дефицитом древесины на внутреннем и внешних рынках, который возник из-за бума деревянного строительства в США. Металлосодержащие стройматериалы дорожают из-за роста цен на металлы. Туристические поездки в Турцию подорожали в июне по сравнению с маем на 38,9%, сообщил Росстат. Аналитики пре-дупреждают, что после сентябрьских выборов в Госдуму рост цен в России может усилиться.
Власти на раскручивание инфляционной спирали смотрят совершенно спокойно. Так, министр экономики Максим Решетников ещё совсем недавно заявлял о том, что она «постепенно выдыхается». Дескать, после негатива начнётся снижение цен в июле и в августе. И поэтому ничего делать не надо, бороться с ростом цен не нужно. Собственно говоря, именно так и поступает правительство.
Что касается действий Центробанка, который методично повышает процентную ставку, то это скорее борьба за удорожание кредита, а не борьба с инфляцией. Из-за действий ЦБ потребители, в том числе простые граждане, вынуждены занимать деньги по всё большей цене. Но меньше денег они всё равно не занимают: июнь стал рекордным месяцем по выдаче населению кредитов наличными. Банки за первый летний месяц выдали 622 млрд руб. таких кредитов, что превышает апрельский максимум (618 млрд руб.) и на 8,45% больше уровня мая.
Потенциально опасные и как минимум совершенно неоднозначные тенденции в экономике чиновники из минэкономразвития спешат трактовать как «ускоренное восстановление российской экономики после периода коронавирусных ограничений». Якобы темпы этого восстановления превзошли ожидания. По мнению министерства, в мае ВВП вырос на 10,9% после роста на 10,8% в апреле. На самом деле это скачкообразное повышение ценников. И если такой «рост» продолжится, то в ближайшее время мы увидим очередной впечатляющий «эпизод» сериала «финансово-экономический кризис в России».
Автор: Александр ВОРОНЦОВ.
Правда №72 (31132) 9—12 июля 2021 года