Если хочется завести долгий, эмоциональный разговор, самое эффективное средство — задать вопрос, платил ли кто за лечение в наших самых бесплатных в мире медицинских учреждениях. Однозначного ответа ждать не стоит. Что и говорить, случаются ещё счастливцы, которым удаётся даже сделать сложные операции и при этом не истратить практически ни единой кровной копейки. Впрочем, такие везунчики встречаются всё реже. Большинству же в той или иной мере приходится вкладываться материально в процесс своего излечения. Шизофреничность ситуации подчёркивает не что иное, как наличие Главы 41 в Основном Законе Российской Федерации, в которой чёрным по белому указано, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счёт средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Тем не менее, практически наплевав на Конституцию, российские власти шаг за шагом двигаются прямолинейно в одном направлении, предпринимая усилия разве что по маскировке своих манёвров. Об успешности такой тактики говорит официальная цифра: 40% наши граждане доплачивают из собственного кармана за «услуги бесплатной медицины». И эта цифра ещё не учитывает «серые выплаты» врачам, среднему и младшему медперсоналу, прямо говоря — взятки, подсчитать которые, наверное, не по силам никаким статистическим службам.
Средний российский пациент сегодня, конечно, совершенно финансово несостоятелен, чтобы оплатить своё лечение с нуля. Поэтому наиболее популярна формула «ОМС+», то есть по возможности бесплатная, но при необходимости и частично проплаченная. Например, такая обычная ситуация: предгоспитальное обследование редко кому удаётся совершить полностью в рамках государственного лечебно-профилактического учреждения, тем более в условиях порой многонедельного ожидания своей очереди на сдачу анализов и посещения специалистов. По поводу «льготных» лекарств вообще можно только плакать. Так, результаты исследования, проведённого изданием «Фармацевтический вестник», говорят о том, что в прошлом году пациенты из собственного кармана потратили в аптеках 5,2 миллиарда рублей только на покупку противоопухолевых препаратов. Для сравнения: в 2018 году эта цифра равнялась 2,2 миллиарда рублей. И это при том, что в настоящее время действует нацпроект, который предполагает бесплатное получение больными онкопрепаратов!
Медицина становится чем современней, тем технологичней и, увы, дороже. Бюджетное финансирование же сильно отстаёт, а потому приходится добирать из кармана пациентов. К тому же всё больше людей, особенно молодых, привыкших к современным видам обслуживания в других сферах, столкнувшись с государственной медициной, остаются не только недовольными, но нередко и напуганными, и чаще предпочитают обращаться в коммерческие центры.
— Среди моих знакомых и пациентов в Архангельске с доходом от 25 тысяч в месяц почти никто не ходит в поликлинику, разве что за больничным, — рассказывает гостивший в Москве Юрий Николаевич. — Анализы, консультации — всё платно. Даже хронические больные. Исключения, понятно, онко, ревмо и подобное. И то отчасти…
Как-то «само собой» так получилось, что параллельно с оптимизацией государственной медицинской помощи в мощный рост пошла частная. В Москве, где достаточно для развития этого специфического рынка услуг состоятельных людей, ударными темпами создаётся уже не только амбулаторная, но и стационарная платная медицина. О том, что её потенциал ещё далеко не достиг потолка, можно судить по тому, что, например, в известную частную клинику, которая одной из первых занялась пациентами с ковидом, попасть на лечение до сих пор проблематично. И это при том, что стоимость стандартного курса медпомощи обходится от 500 тысяч до 1 миллиона рублей за двухнедельный цикл, а в случае пребывания в реанимации доходит и до 2 миллионов рублей.
Конечно, можно было бы только порадоваться за состоятельных людей, если бы в этот сектор медицины не перетекали лучшие, самые квалифицированные кадры из всё усыхающго госсектора.
Однако не только в столице, но и практически во всех областных центрах уже сейчас есть платные стационары, которые могут делать плановые операции. А это уже признак совсем не роста благосостояния наших граждан, а глубокого кризиса и неблагополучия государственной системы здравоохранения, ибо речь идёт отнюдь не о более комфортном пребывании в медучреждении, но о качестве лечения, а порой и возможности выжить для небогатого пациента в результате полного опустошения его кармана, вплоть до залезания в долги.
Что бы власти ни кричали «для электората» о «прогнившем Западе», во многих сферах экономики и социальной жизни они калькируют именно западный подход. Не исключение и здравоохранение: оно по факту рассматривается как бизнес, целью которого является заработать как можно больше денег. Деньги можно делать не только на здоровье богатых, но, как ни покажется странным, и на бедных и нищих. Для этого надо всего лишь «оседлать» бюджетные потоки.
Схема простая. Коммерческие фирмы стремятся получить доступ к выделенным на здравоохранение бюджетам. «Заинтересованные» ими чиновники в регионах лоббируют под видом оптимизации заключение с ними государственно-частного партнёрства. Как результат: аффилированные компании успешно осваивают целевые федеральные средства. А что от этого получает простой пациент? Вопрос риторический…
По обозначенной схеме в стране происходят удивительные вещи. При этом осуществляются они под прикрытием информационной тьмы, когда о происшедшем мы узнаём из случайных источников. Например, о возможности передачи перевозки больных «Станцией скорой медицинской помощи города Хабаровска» частной организации можно было узнать лишь из открытого заявления коллектива. Интернет-ресурсы сообщают о решении губернатора Амурской области Василия Орлова отдать «Амурский областной онкологический диспансер» под контроль частной фирмы. Средства, которые раньше шли на закупку дорогостоящих противоопухолевых препаратов и улучшение материально-технической базы онкологической службы, в случае реализации этого проекта будут, по-видимому, утекать в частные руки по договору государственно-частного партнёрства (ГЧП).
Любопытно, что при общей убыточности и задолженности большинства региональных лечебных учреждений на прокорм частным фирмам отдаются самые «лакомые куски». Как ни печально для пациентов, но одной из самых рентабельных для бизнеса сфер является онкология благодаря существованию соответствующего нацпроекта.
Частные компании, аффилированные с местными властями, гребут жар двумя руками — из бюджетных поступлений и из карманов пациентов. Потому как не для того же они приходили на этот рынок, чтобы практически бесплатно (по смешным расценкам ОМС) лечить обездоленных. Неудивительно, что список платных услуг ЛПУ неизменно растёт, а бесплатных — сокращается, чему способствует ловкая подмена конституционной обязанности государства предоставлять гражданам медицинскую помощь на понятие «услуга». А услуга, в отличие от обязанности, оказывается строго на условиях того, кто её оказывает.
В том, что всё сказанное не чисто теоретические размышления, можно убедиться, рассмотрев историю одной из самых популярных российских сетей частных медицинских клиник. Около десяти лет назад государственно-частное партнёрство с этой частной фирмой началось с передачи под её управление трёх больниц, четырёх поликлиник и трёх санаториев, оценённых аудиторами в сумму свыше 6 миллиардов рублей. Сегодня эта сеть включает в себя 13 лечебно-профилактических учреждений в Москве и области, 7 клиник в регионах, 76 медицинских пунктов в городах России, 3 клинико-диагностических центра, Департамент семейной медицины, службу Скорой медицинской помощи, 2 специализированные детские клиники, а также педиатрические отделения в клиниках Москвы и регионов, 2 клинические больницы, 3 санатория и 3 фитнес-центра. В компании трудятся свыше 2 тысяч врачей-специалистов, среди которых более семи десятков докторов и около полутысячи кандидатов медицинских наук. Всё это было бы замечательно, если бы вся эта медицинская структура была плюсом к столь же активно развивающейся государственной системе здравоохранения. Однако, насколько можно видеть, многие москвичи обращаются в эти недешёвые клиники не потому, что просто любят комфорт, но из-за невозможности получить медицинскую помощь качественно и быстро в своей бесплатной поликлинике или больнице.
По данным Росстата, по итогам доковидного 2018 года россияне потратили на платные медицинские услуги 678 миллиардов рублей. Это на 50 миллиардов рублей, или на 8%, больше, чем за 2017 год. Неудивительно, что с публикацией подобных данных по последнему году ведомство не спешит. Думается, цифра эта будет оглушительная. Как возможно такое в стране, гражданам которой Конституцией гарантирована бесплатная медпомощь?
Так благодаря ГЧП осуществляется тихая ползучая приватизация российского здравоохранения. Одновременно происходит вытеснение лучших специалистов в откровенно частный сектор. Всем остальным предлагается потреблять практически «объедки с барского стола» в виде полуживой ОМС-медицины. При условии стремительного обнищания населения огромная его часть в скором времени окажется в ситуации, когда она вообще не сможет получить качественную бесплатную медицинскую помощь.
Мария ПАНОВА.
2021-07-09