С пресс-конференции Нобелевского лауреата Ж.Алферова, генерала В.Черкесова и кинорежиссера В.Бортко
На последнем заседании Госдумы Владимир Путин призвал оппозицию “не раскачивать лодку”, хотя и добавил, что такие действия лишь заставляют партию власти “держать штурвал крепче”. Но полный штиль вместо ожидаемых буйных волн законотворчества вызывает у парламентской оппозиции приступы морской болезни. Главные системные оппоненты правящей партии — КПРФ — хотят решить эту проблему призывом “на галеры” законодательной власти профессионалов в разных областях. Причем их выбор оказался неожиданным даже для многих их сторонников.
Накануне в пресс-центре “Росбалта” сразу три кандидата от КПРФ искали ответ на витающий вокруг предвыборной кампании КПРФ вопрос: “Зачем в Государственную Думу идут академики, генералы и кинорежиссеры?”. Нобелевский лауреат, физик Жорес Алферов, экс-глава Госнаркоконтроля, генерал-полковник Виктор Черкесов и создатель киноверсии “Собачьего сердца”, режиссер Владимир Бортко объясняли, для чего они баллотируются в российский парламент. И если к Алферову — старейшему депутату Госдумы, заседающему там с 1995 года, — этот вопрос относится в меньшей мере, то фамилии Черкесова и Бортко в предвыборном списке КПРФ стали одной из немногих неожиданностей этой кампании. Побывавший в “Росбалте” парой недель ранее лидер компартии Геннадий Зюганов причиной выбора столь разных людей в качестве кандидатов назвал желание сформировать при необходимости “правительство народного доверия”. И пояснил, что в списке представлены кандидаты множества профессий и национальностей, олицетворяющих Российскую Федерацию.
Генерал Виктор Черкесов, которому выпало объясняться с журналистами первым, противоречий в таком многообразии предвыборной конфигурации коммунистов не заметил. По его мнению, цели и генерала, и академика, и режиссера совпадают, хотя у каждого из них свой жизненный опыт и, возможно, разные намерения, которые ведут их в политику. Главную цель самого Черкесова можно сформулировать как: “Не могу молчать”. Ну, или наблюдать за всем со стороны. Страна, убежден он, находится “в критическом положении”, и этот кризис стал системным.
“Он касается не только одной сферы жизни страны. Кризис в экономике, в социальных условиях, внутренней политике, уровне коррупции, — пояснил Виктор Черкесов. — Все это связалось в тугой узел и требует как общего подхода, так и отдельных профессиональных действий”.
В своем выборе КПРФ в качестве платформы для работы в Думе экс-глава Госнаркоконтроля не видит ничего удивительного: в коммунистической партии СССР он состоял с 22-х лет и вышел из нее не по своему желанию, а по решению Бориса Ельцина, указом запретившего военнослужащим быть членом какой-либо партии. При этом, подчеркивает Черкесов, даже будучи частью политической системы России в “нулевых” годах, критического взгляда на проблемы силовых структур не скрывал, выражая его публично. Напомнив, что написанные им статьи на эту тему “не приносили карьерных успехов”. Свои функции в Госдуме генерал видит в той же сфере, которой он занимался последние несколько десятилетий — безопасность. По его мнению, в стране “огромный разрыв между тем, что регулируется законодательно и тем, как исполняется закон и функционируют исполнительная власть, в том числе правоохранительные органы”.
“Я считаю, что для серьезных перемен нужно расширить влияние на деятельность этих структур и добавить парламенту функцию контроля, как в любой цивилизованной стране с устойчивым парламентаризмом”, — заявил Черкесов.
Парламентский контроль за органами исполнительной власти позволил бы оценивать, в какой степени соответствует руководитель или ведомство задачам, которые перед ними поставлены, убежден Черкесов. Это является необходимым, поскольку выполняя функцию представления народа, парламент должен иметь и рычаги, чтобы разбираться с волнующими людей проблемами. Да и в целом нынешняя Госдума, резюмирует генерал, неэффективна.
Согласен с соратником по предвыборной гонке и Жорес Алферов. По его словам, слабую эффективность парламента следует объяснять слепым штампованием законов, предложенных правительством. При том что иные законопроекты парламентское большинство настойчиво отвергает. Исключения, когда удавалось проводить полезные, по мнению нобелевского лауреата, решения, крайне редки. Алферов вспомнил, что как старейшего действующего депутата в парламенте его попросили открывать первое заседание Госдумы этого созыва, причем предложили готовую речь. Алферов от нее отказался, вместо этого рассказал свежеизбранным коллегам о том, что нужно делать для улучшения ситуации в образовании и науке, о необходимости изменения системы налогов в России и прочем.
“Большая часть Думы выслушала меня молча, “левая” часть похлопала, но сделано из этого за четыре года так ничего и не было. И это характеристика той Думы, которая у нас была”, — пояснил нобелевский лауреат.
По словам Алферова, именно защита науки и образования — главная его цель пребывания в Госдуме. Причем защищать эти сферы зачастую приходится от тех, кто должен их продвигать.
“Все неудачные реформы начались с такого идиотского, с моей точки зрения, лозунга, который был сформулирован еще первым министром науки Борисом Георгиевичем Салтыковым, о том, что у нас “избыточный научный потенциал и избыточная наука” в стране”, — заявил Алферов.
Но именно наука сейчас “безгранично важна” для страны, убежден он. В частности, необходимо возрождение высокотехнологичных отраслей промышленности, без которых Россия — “навсегда сырьевая колония”. В подтверждение Алферов привел слова французского химика и нобелевского лауреата Фредерика Жолио-Кюри, заявившего, что держава, не развивающая свою науку, обречена на колонизацию.
Эта участь сейчас угрожает и нам. Причем виноваты в этом не только слабые наука и безопасность страны, но даже неразвитость кинематографии. К такому выводу пришел еще один “неожиданный” кандидат от КПРФ режиссер Владимир Бортко. По его словам, киноиндустрия в России отсутствует почти полностью. За год в отечественный кинопрокат выходят максимум одна-две хорошие картины. Причина столь скромного их количества в том, что в стране вообще снимается мало фильмов. А кинематография — тот случай, когда количество влияет на качество. Даже в Америке, где кино — национальный вид искусства, размышляет Бортко, хороших фильмов чрезвычайно немного.
“Кино — это ведь не только пошел и развлекся, — убежден создатель телеверсии “Мастера и Маргариты”. — Это выражение духа народа, а если его нет, то одна из ниш, где мы можем разговаривать между собой, закрыта. А значит, мы немы, как рабы”.
В пример Бортко ставит Францию, где, борясь с засильем американских фильмов, власти ввели дополнительный налог для кинотеатров, которые показывали заокеанские фильмы. В результате количество местных фильмов резко возросло, а французская киноиндустрия теперь — крупнейшая в Европе.
“Но для этого нужно быть сильным и смелым государством, — говорит Владимир Бортко. — Ибо они вступили в мощнейшее противостояние с Америкой, а для нее Голливуд это сфера влияния, это все равно, что атомная бомба”.
Развитие киноиндустрии режиссер называет своей основной “своекорыстной” целью похода в Госдуму. Но кроме этого интереса у него есть и “общественные”. Прежде всего, социальная несправедливость в стране, для которой, по его мнению, социалистическая идея — единственно возможная. Этим во многом и объясняется, почему он отдал приоритет коммунистической партии РФ. Режиссер согласен, что компания из “небедствующего” кинорежиссера, генерал-полковника и Нобелевского лауреата “не сильно похожа на тех самых коммунистов, вроде матроса Дыбенко”.
“Почему КПРФ? — предвосхитил вопрос Бортко. — Потому что это оппозиция, а не быть в оппозиции сейчас просто не прилично”.