Пресс-служба фракции КПРФ в Госдуме
View the full image
Заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета ГД ФС РФ, академик РАСХН В.И. Кашин высказал свое мнение по вопросу вступления России в ВТО.
И так Россия вливается во Всемирную торговую организацию (ВТО). Все преграды как будто бы устранены. Высшие чины правительства трубят в фанфары.
Какими же аргументами они обосновывают необходимость вступление страны в эту международную организацию?
Аргументы самообмана
Прежде всего, по их мнению, членство в ВТО создаст более благоприятные условия доступа на мировые рынки российских товаров и услуг, обеспечит возможность использования механизма разрешения споров по защите национальных интересов и устранения дискриминации, позволит реализовать текущие и стратегические торгово-экономические интересы, гарантирует рост иностранных инвестиций и облегчит технологическую модернизацию экономики, позволит предприятиям России вписаться в мировые технологические цепочки.
Правительство рассчитывает на рост доходов государства за счет увеличения торгового оборота, на снижение безработицы за счет роста экспорта и повышение эффективности внешнеэкономической деятельности.
Чиновники обещают, что и население страны в целом выиграет от членства в ВТО. Дескать, повысится качество жизни граждан и понизится ее стоимость за счет выхода на рынок большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг с более низкими ценами и с более высоким качеством и т.д.
Вход без тормозов
На первый взгляд все выглядит довольно привлекательно. Но, к сожалению, сторонники вступления в ВТО мало говорят или вообще замалчивают об обратной стороне медали, которая отражает весь неизбежный негатив нашего присутствия в этой международной организации.
Прежде чем раскрыть эту сторону вопроса, необходимо привести условия, на которых российские переговорщики подписали соглашение о присоединении. В первую очередь необходимо отметить, что Россия в рамках присоединения к Всемирной торговой организации взяла на себя обязательство по итогам переходного периода снизить средневзвешенную ставку импортного тарифа на товары до 7,8% с 10% в 2011 году.
Будут полностью ликвидированы таможенные сборы за ввоз компьютеров и элементную базу. Предусматривается снижение пошлин на бытовую электронику и электротехнику, а также различное технологическое и научное оборудование. Пошлины сократятся и для лекарств. Внутренние цены на энергоносители будут приведены к уровню мировых цен.
Доля иностранного капитала в совокупном капитале страховых компаний может составить более 45 %. Доля иностранного участия в уставном капитале российских банков может достигнуть 50 %, а в уставном капитале операторов рынка ценных бумаг – до 75 %.
Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8% с нынешних 13,2%, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары – с 9,5% до 7,3%.
Часть импортных тарифов – более трети – будет снижена с момента присоединения, еще четверть – спустя три года после него. Самый длительный переходный период – от 4 до 8 лет – установлен для мяса домашней птицы, автомобилей, вертолетов и самолетов.
Для говядины импортная пошлина внутри квоты составит 15%, вне квоты – 55%, для свинины – 0% и 65%, для мяса птицы – 25% и 80%.
Что касается отечественного сельского хозяйства, то Россия в рамках присоединения к ВТО взяла на себя обязательство за несколько лет вдвое снизить общий размер субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Объем поддержки АПК в 2012 г. будет в пределах 9 млрд. долларов, к 2018 году этот показатель сократится до 4,4 млрд.
Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязуется до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий.
Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут. Кроме того, после вступления России в ВТО будут отменены льготы по НДС для отдельных категорий продукции.
Россия в рамках присоединения к ВТО согласилась на ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения, в частности, коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов…
Т.е. после присоединения РФ к ВТО регулирующие возможности государства, и без того куцые, должны будут существенно уменьшиться.
Опасная западня
Вообще говоря, у России нет никаких стимулов экономического характера для вступления в ВТО. Во-первых, в наследство от СССР ей достались «некоторые благоприятные условия» для осуществления внешней торговли. Россия пользуется режимом наибольшего благоприятствования в торговле практически со всеми основными партнерами, входящими в ВТО.
Во-вторых, структура текущего российского экспорта весьма специфична. Основная экспортная статья – сырье, топливно-энергетические товары, оружие, – и она не является предметом регулирования ВТО, на неё не распространяются какие-либо ограничения, рестрикции со стороны ВТО.
Поэтому, вообще говоря, логика поспешности присоединения к ВТО не понятна. Вступление России в эту организацию реально грозит окончательно потерять экономическую безопасность страны и, соответственно, ее политическую независимость.
Опыт Украины, Грузии, Киргизии, стран Балтии и Восточной Европы показал, что при слиянии национального и международного рынков происходит потеря национального контроля над целыми отраслями экономики, и даже лежащие в руинах экономики могут падать в результате вступления страны в ВТО. Так, например, Украина потеряла полностью свою промышленность по производству сахара, а страны Балтии практически полностью лишились высокотехнологичных производств. Подобная угроза существует и для России.Сторонники присоединения к ВТО ссылаются на положительный опыт Китая, который действительно достиг выдающихся успехов, будучи членом этой организации. Однако не нужно забывать, что Китай вступил туда с другой стартовой позиции: не имея ни энергоресурсов, ни высокотехнологичных секторов, нуждающихся в протекционизме, зато с бурно развивающимся производственным сектором, ориентированным на экспорт. Это именно та ситуация, в которой единые правила мировой торговли оказались как нельзя более кстати. Доступ китайских товаров на рынки других стран-членов ВТО (несмотря на сохраняющиеся антидемпинговые меры) заметно облегчился. А это значит, что производить в Китае стало еще выгоднее.
У нас же ситуация, еще раз подчеркну, иная: в России есть немало производств, имеющих научно-технологическую и социальную ценность, но в силу тех или иных причин недостаточно конкурентоспособных для работы в условиях ВТО. С другой стороны, основной экспортный товар – сырье – в этих условиях не нуждается. Вот и получается, что китайский опыт нам ни о чем не говорит.
Гибель АПК предсказуема
С точки зрения отрицательных последствий присоединения к ВТО наиболее показательным является пример аграрного сектора. Наше сельское хозяйство априори нуждается в защите. Сегодня плодородность наших земель существенно снижена, и в среднем в 2,5 раза ниже, чем в находящихся в более благоприятных климатических условиях Европе, Америке, Австралии. Эти страны полностью обеспечивают себя продовольствием и проводят интенсивную политику захвата новых рынков, в том числе и внутренний рынок России. Наша страна уже потеряла продовольственную безопасность, закупая около 50% продуктов питания за рубежом.
Ведущие страны, интенсивно осваивая мировые рынки, заботливо поддерживают очень высокий уровень самообеспечения продуктами питания. Например, в США и Франции этот уровень составляет более 100%, в Германии – 93%, в Италии – 78%. Даже бедная плодородными почвами Япония придерживается уровня самообеспечения 50%. В Японии, например, полностью запрещен импорт риса. И это при том, что продается он внутри страны по ценам, превышающим мировые в 6 – 8 раз.
Как известно уровень поддержки государством аграрного сектора, например, в США, Канаде, в странах Евросоюза в десятки раз отличается от ситуации в России. Если в России сельскохозяйственные производители получают дотацию не больше 35 долларов на гектар, то в США ее размер составляет для фермеров 750 долларов, а в другой привилегированной зоне ВТО – в ЕС она равна 350 долларам. А по условиям вступления в ВТО Россия должна еще и снижать господдержку сельского хозяйства каждые пять лет на 5-10%.
Наши будущие партнеры защищают свой продовольственный рынок высокими пошлинами, а Россия будет их снижать. Например, уже сегодня ставка суммарной пошлины на ввоз в страны ЕС белого сахара составляют 215 %, а в России – 30%. На ввоз мяса крупного рогатого скота охлажденного – 174%, замороженного – 215%, а у нас – 15%. Пшеницы – 173%, у нас – 5%. Кукурузы – 84%, у нас – 5%.
Понятно, что присоединение России к ВТО на согласованных условиях будет означать для отечественного сельского хозяйства скорую смерть.
На грани коллапса
Под угрозой окажется не только аграрный сектор, но и многие другие отрасли экономики России в связи с ликвидацией защитных барьеров. По мнению экспертов наиболее уязвимые отрасли:
Металлургия из-за высокой энергоемкости производства;
Обрабатывающая промышленность;
Текстильная;
Химическая промышленность;
Машиностроение;
Автомобильная промышленность;
Авиастроительная промышленность;
Электронная промышленность;
Легкая промышленность;
Транспорт;
Фармацевтическая промышленность;
Розничная торговля;
Пищевая промышленность;
Общественное питание.
Например, автомобильная промышленность лишится защитного барьера в виде высоких пошлин на импорт иномарок, в т.ч. беушных и запчастей к ним.
Сильной конкуренции подвергнутся финансовые услуги. Капиталы западных банков на порядки выше капиталов российских. ВТО требует обеспечения равного доступа частного капитала к оказанию любых услуг и открытой международной конкуренции в этой области. Западные банки легко смогут поглотить банковскую систему России с учетом очень высокого уровня их «капиталоемкости».
Страховой рынок, скорее всего, будет полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные компании.
Подвергаются реальной угрозе полного поглощения западными фирмами такие услуги как консалтинговые, юридические и медицинские. Пострадает и туристическая отрасль.
Ухудшится наполняемость федерального бюджета, поскольку таможенные пошлины формируют до 37% его доходной части, что обострит и без того трудноподъемные проблемы финансирования большинства статей, включая выплаты пенсий, социальных пособий, а также обострит проблемы обслуживания государственного внешнего и внутреннего долга.
Резкое усиление конкуренции со стороны иностранных производителей товаров и услуг на внутреннем рынке, которое неизбежно приведет к спаду промышленного и сельскохозяйственного производства, еще более закрепит Россию на сырьевой игле, усугубит и без того острые проблемы нищеты населения и безработицы. Т.е. вступление в ВТО не только закрепит периферийный – сырьевой характер российской экономики, но также нанесет тяжелейший удар по всему национальному производству и социальной сфере.
В результате прорыв в ВТО, увеличив импорт при, в лучшем случае, стагнации экспорта, ввергнет Россию в валютный кризис. Внешние выплаты и рост импорта размоют золотовалютные запасы и, по оценкам экспертов, за два года сократят их до уровня, делающего неизбежной более масштабную и разрушительную, чем в 1998 году, девальвацию. Альтернатива одна – новые внешние займы. Но вполне возможно, что их обусловят уступками в политической и экономической самостоятельности. Зарубежные эксперты уже обсуждают вероятность отчуждения полезных ископаемых Сибири и Дальнего Востока.
Таким образом, форсированное вступление в ВТО обязательно создаст угрозу не только экономической безопасности, но и самому существованию России. Это можно сравнить с бомбой с часовым механизмом или с приобретением билета на «Титаник».
Серьезные проблемы возникнут в области интеграционных процессов стран – членов СНГ и Таможенного союза в связи с необходимостью изменять всю систему предоставляемых в рамках Содружества преференций в области торговли и оказания услуг. Вполне возможно, что Таможенный союз стран СНГ придется распускать. Сегодня правительство РФ декларирует два противоположных экономических курса. Первый ориентирован на создание и защиту нового экономического пространства, объединенного Таможенным союзом, второй – на интеграцию в глобальное неолиберальное торговое сообщество, т.е. в ВТО.
И с макроэкономической точки зрения форсированное вступление России в ВТО – непозволительная роскошь. Не надо забывать, что в страну с неблагоприятным инвестиционным климатом значительные иностранные капиталовложения направляются, только если в нее не могут прийти товары. Мы своими глазами видим, что, например, российский авторынок проще осваивать, вкладывая средства в строительство заводов в Узбекистане, Чехии и Германии, рынок бытовой электроники – в предприятия Юго-Восточной Азии, рынки качественной сантехники и обуви – в западноевропейские предприятия и т.д. Между тем вступление России в ВТО открывает внутренний рынок именно для товаров, закрывая его тем самым для инвестиций. В свете сказанного позиция либеральных радетелей за инвестиции, толкающих Россию в ВТО, представляется абсурдной.
ВТО – современный колонизатор
ВТО лишь формально предоставляет государствам равные условия развития. Либерализация внешней торговли работает в интересах более развитых экономик, прежде всего США и стран Западной Европы. ВТО обеспечивает господство их монополий и подчиняет развитие национальных экономик их интересам. ВТО отличают двойные стандарты. Нормы ВТО призваны подрывать положение конкурентов западных корпораций.
Надо помнить, что сама ВТО переживает глубокий, возможно смертельный кризис. В нынешнем виде организация вряд ли сохранится. Региональный протекционизм усиливается почти повсеместно, несмотря на его лицемерную критику и декларации лидеров «большой двадцатки» о верности принципам ВТО. В этих условиях открытие национального рынка России и дача преференций иностранным производителям может не просто обойтись очень дорого, но закончиться коллапсом национальной экономики.
Будучи членами ВТО, тем не менее, каждая страна старается защитить свой внутренний рынок от проникновения чужих товаров. Между странами членами ВТО идет постоянная борьба за выживание. Тот же Китай, особо не церемонясь, например, в 2011 году ввел повышенные пошлины на ввоз из США курятины и индюшатины, защищая и свой рынок, и своего сельхозпроизводителя. США 20 сентября обратились во Всемирную торговую организацию с жалобой на Китай. В свою очередь, в Китае заявили, что пошлины на мясо птицы из США были введены законно, поскольку американские производители получают субсидии со стороны правительства, и поставляют свою продукцию на китайский рынок по заведомо сниженным ценам.
Не нравится США и такая мера Китая, как повышение пошлин на вывоз из страны сырья. Китай, в отличие от России, старается не разбазаривать свои сырьевые ресурсы. Вводя лимиты на экспорт своих ресурсов, Китай заставляет иностранные компании инвестировать в его экономику путем размещения на территории Китая добывающих и обрабатывающих предприятий, которые должны делать налоговые отчисления в казну. При этом следует заметить, что Китай располагает достаточными природными запасами сырья. На его территории имеются практически все из 150 известных видов полезных ископаемых. Разведанные запасы урана – крупнейшие в мире, впрочем, как и запасы вольфрама, цинка, лития, тантала, ванадия и титана, сосредоточены в основном в южной части страны. Там же находятся основные запасы олова, по которым, как и по запасам меди, Китай занимает второе место в мире. В Автономном районе Внутренняя Монголия расположены крупнейшие в мире месторождения редкоземельных и рассеянных элементов. Крупнейшие мировые запасы серы, каолина, нерудных ископаемых – асбеста, бора и фосфора также находятся в КНР.
Современный кризис ВТО имеет общие черты с кризисом мировой колониальной системы в 1930-1950-х годах. Фактически ВТО представляет собой новое, осовремененное издание колониальных порядков. Их основа – привилегированное положение западных монополий при подчинении их интересам экономического развития стран периферии глобального капитализма.
Россия и Таможенный союз – реальная альтернатива ВТОСостояние российской экономики сегодня не позволяет стране присоединиться к ВТО без существенных потерь и неоправданных рисков. Мы должны не хвататься за мифические “палочки-выручалочки”, не пытаться перескочить через ступени исторического развития, а терпеливо заниматься модернизацией своей страны и ее экономики, усиливать регулирующую роль государства. КПРФ располагает реальной программой восстановления экономики страны на базе национализации природных ресурсов, базовых отраслей экономики, банковского сектора, развития науки, располагает программой социалистической модернизации экономики. Страна нуждается в смене социально-экономического курса.
ВТО имеет реальную альтернативу, и развивать ее способна именно Россия. Эта альтернатива – объединение экономик-соседей с созданием общего правового поля в интересах национальных экономик. Аналогичные структуры уже складываются в Латинской Америке и Азии. Расширение общего хозяйственного пространства может привлечь многих наших соседей – страны Восточной Европы и Средней Азии.
Интеграция экономического пространства – веление нашего времени. Самоизоляция в эпоху глобализации сродни суициду. Но и раскрытие заведомо неконкурентоспособных отраслей и регионов перед жесточайшей и неуклонно обостряющейся глобальной конкуренцией – не меньшее безумие. Для России дорога в будущее проходит через интеграцию, через воссоединение братских республик, с развитой частью человечества, но идти по ней надо с открытыми глазами и трезвым умом. Каждый шаг требует тщательной подготовки: он будет оправдан, лишь если получаемые выгоды превысят издержки не только в кратко- и среднесрочной, но, что самое важное, в долгосрочной перспективе. Нельзя очертя голову бросаться в непродуманные авантюры, преследуя некие призрачные выгоды. Ведь не зря народная мудрость предупреждает: не зная броду, не лезь в воду.
В.И.Кашин,
зам. Председателя ЦК КПРФ,
председатель Комитета ГД ФС РФ,академик РАСХН