«Партийным комитетам всех уровней, первичным отделениям партии деятельно обеспечивать идейно-политическое, структурное и нравственное единство КПРФ. Каждому коммунисту настойчиво овладевать богатством марксистско-ленинского учения, творчески его применять. Положить данный принцип в основу политического образования членов КПРФ. В рамках партийной учёбы и политического просвещения внимательно изучать наследие К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина и И.В. Сталина. Определить теоретический минимум для овладения представителями партии. Приступить к решению вопроса о переходе к всеохватной систематической политучёбе. Совершенствовать систему подготовки партийных кадров». Таково одно из первоочередных требований, поставленных IX (октябрьским 2019 года) пленумом Центрального Комитета КПРФ перед местными и первичными отделениями партии. Оно касается не отдельных её структур, а каждого коммуниста.
По страницам газеты “Правда”, Виктор Трушков.
2020-02-14 14:42
ВЫ НАВЕРНЯКА слышали фразу: «Так жить нельзя!». Под таким названием в 1990 году вышел кинофильм режиссёра и сценариста Станислава Говорухина. Он был одним из манифестов антикоммунизма и антисоветизма. Автор призывал отвергнуть существовавшее жизнеустройство, отказаться от советского социализма. После трагедии очередного «ельцинского» государственного переворота 1993 года парламентарий С. Говорухин записался в думскую депутатскую группу «Народовластие», тесно сотрудничавшую с коммунистами. Но несколько лет спустя вступил в «партию жуликов и воров», стал сопредседателем путинского Общероссийского народного фронта и, решив, что так жить можно, возглавил избирательный штаб В.В. Путина, когда тот в третий раз шёл на выборы президента РФ.
Теперь в путинскую Россию вернулась вброшенная Говорухиным формула «Так жить нельзя!» с иной нацеленностью. Направлена она уже против капиталистического «нового порядка», навязанного стране прорабами и трубадурами капитализма. Формула повторяется вроде бы в прежнем виде, но полярно изменился её вектор. Те, кто осознанно и целенаправленно поднимал её на щит на старте 1990-х, стремились прихватизировать общенародное достояние и эксплуатировать трудовое большинство, то есть жить на прибыль. Сегодня же её повторяют те, кого «новые русские» и прочие «новые богатые» (нувориши) превратили в наёмных рабов.
Но у истории этой формулы-бумеранга несколько граней. Возможность её использования против тех, кто когда-то её лукаво навязывал, чтобы прикарманить богатства России у его истинных создателей — трудящихся Страны Советов, чтобы обобрать их до нитки, крадя их трудовые «гробовые» путём обнуления вкладов в Сбербанке, — это только одна грань лукавой формулы. Другая её грань — это формула-обманка, вводившая в заблуждение миллионы тех, кто только благодаря социализму «выбился в люди»: получил бесплатное приличное образование, гарантию от безработицы, бесплатную квартиру, уверенность в завтрашнем дне…
«Так жить нельзя!» — это ещё и предупреждение о том, что людям труда не следует покупаться на броские и красивые, но пустые, как выброшенная конфетная обёртка, лозунги. Не следует верить любому, кто орёт: «Так жить нельзя!» — и призывает тружеников совать свои шеи в хомуты капиталистической эксплуатации. Сегодня, пожалуй, это главная грань формулы-бумеранга.
Но чтобы вновь не оказаться овечкой в стаде, которое козлы-провокаторы ведут на убой, надо знать основы законов общества. Но не те бумажки, которые продажные депутаты сотнями в день штемпелюют бездумным нажатием кнопки, а объективные законы, то есть не зависящие ни от депутатов, ни от министров, ни от президентов, ни от профсоюзных или партийных боссов. Надо знать основы марксистско-ленинской науки. Надо научиться применять их в созидании и борьбе. Надо привыкнуть с помощью этих законов проверять действия власти — не только нынешней антинародной, да и народной тоже, чтобы не портилась, не забывалась, кому должна служить.
Марксистско-ленинское учение доказало свою истинность в борьбе рабочего класса и всех трудящихся масс против их непримиримого супостата — буржуазии. Вооружённые этим учением большевики привели трудовую Россию к Советской власти. Нет в мире другой теории, опираясь на которую, рабочий класс когда-либо одерживал победу над эксплуататорами. Как точно сказал В.И. Ленин, «учение Маркса всесильно, потому что оно верно. Оно полно и стройно, давая людям цельное миросозерцание, непримиримое ни с каким суеверием, ни с какой реакцией, ни с какой защитой буржуазного гнёта».
Основы марксизма-ленинизма надо знать потому, что большинство ответов на острейшие вопросы современности, вокруг которых идут жаркие споры, практически невозможно найти без его помощи. Если ограничиться так называемым здравым смыслом, то можно голос сорвать в спорах о том, сохранился ли в России рабочий класс, изжила ли себя классовая борьба, почему пролетариату нужен социализм, отберут ли коммунисты, придя к власти, квартиру как частную собственность, можно ли при буржуазном государстве строить социализм…
Нет, теория марксизма-ленинизма — это совсем не склад готовых рецептов. Это не золотой ключик, с помощью которого открываются все двери, не заклинание типа «Сезам, откройся!», после которого они распахиваются сами. И уж тем более это — не отмычка вора-«медвежатника», которой все запоры можно взломать. Марксизм-ленинизм — это теория. Но это учение является одним из тех редчайших достижений человеческой мысли, которое достигает масштаба стройного миропонимания, опирающегося на научное знание.
В статье «Три источника и три составных части марксизма» Ленин указывал не только на всесилие учения Маркса, но и подчёркивал, что это учение «есть законный преемник лучшего, что создало человечество в XIX веке в лице немецкой философии, английской политической экономии, французского социализма». Впрочем, и эти три источника не исчерпывают фундамент марксизма-ленинизма. Многих из нас удивляла фраза из ленинской речи на III съезде комсомола: «Коммунистом можно стать только тогда, когда обогатишь свою память знанием всех тех богатств, которые выработало человечество». Здесь речь идёт не об отдельной всё знающей личности, а о коммунисте, овладевшем марксизмом, который опирается на сумму знаний, выработанных человечеством.
«Секрет» насущной потребности марксизма-ленинизма для современного переустройства мира в том, что эта теория является одновременно методологией, то есть представляет собой систему принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности. Методологическую роль в марксизме-ленинизме выполняет прежде всего философское диалектико-материалистическое знание. Эту грань марксизма В.И. Ленин осознал и подчёркивал уже в первых своих произведениях. В работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» он отмечал:
«Марксизм рассматривает общественное движение как естественно-исторический процесс, подчиняющийся законам, не только не зависящим от воли, сознания и намерений людей, а, напротив, определяющих их волю, сознание и намерения. (К сведению для гг. субъективистов, выделяющих социальную эволюцию из естественно-исторической именно потому, что человек ставит себе сознательные «цели», руководствуется определёнными идеалами)… Научное значение такого исследования состоит в выяснении тех особых (исторических) законов, которые регулируют возникновение, существование, развитие и смерть данного общественного организма и замену его другим, высшим организмом».
Это выдающееся качество марксизма быть методологией научного и практического познания требует от каждого человека, всерьёз ставшего в ряды коммунистов (то есть не в силу «моды», диктуемой растущими перспективами их влияния, всё более очевидного сдвига общества влево, не в силу карьеристских побуждений, связанных с надеждой получить мандатик в каком-нибудь депутатском собрании, а с целью самоотверженной борьбы за интересы униженных и эксплуатируемых), применения марксистско-ленинской теории к анализу любой политической и социально-экономической ситуации. Значит, надо познать хотя бы основы марксистско-ленинского учения.
Но марксизм-ленинизм обладает ещё одним выдающимся качеством. Он не терпит идеологических компромиссов. А объясняется это не следствием характера его сторонников, не их «нетолерантностью», а сущностью теории.
Так ещё об одном удивительном качестве марксизма писал Ленин:
«Маркс всю цену своей теории полагал в том, что она «по самому существу своему — теория критическая и революционная». И это последнее качество действительно присуще марксизму всецело и безусловно, потому что эта теория прямо ставит своей задачей вскрыть все формы антагонизма и эксплуатации в современном обществе, проследить их эволюцию, доказать их преходящий характер, неизбежность превращения их в другую форму и послужить таким образом пролетариату для того, чтобы он как можно скорее и как можно легче покончил со всякой эксплуатацией. Непреодолимая привлекательная сила, которая влечёт к этой теории социалистов всех стран, в том и состоит, что она соединяет строгую и высшую научность (являясь последним словом общественной науки) с революционностью, и соединяет не случайно, не потому только, что основатель доктрины лично соединял в себе качества учёного и революционера, а соединяет в самой теории внутренне и неразрывно. В самом деле, задачей теории, целью науки — прямо ставится тут содействие классу угнетённых…»
Нереволюционного марксизма-ленинизма быть ни при каких обстоятельствах не может, как не существует марксистов-ленинцев, отвергающих революционную природу перехода от капитализма к социализму. Таких деятелей называют иначе: оппортунисты.
В связи с этим следует заметить, что в международном коммунистическом движении ХХ столетия самыми последовательными марксистами-ленинцами были, бесспорно, большевики. Не случайно же Ленин в знаменитой работе «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» на вопрос: «В борьбе с какими врагами внутри рабочего движения вырос, окреп и закалился большевизм?» — решительно отвечал: «Во-первых и главным образом в борьбе против оппортунизма, который в 1914 году окончательно перерос в социал-шовинизм, окончательно перешёл на сторону буржуазии против пролетариата. Это был, естественно, главный враг большевизма внутри рабочего движения. Этот враг и остаётся главным в международном масштабе. Этому врагу большевизм уделял и уделяет больше всего внимания».
В XXI веке марксизм-ленинизм уже нельзя свести только к творчеству классиков научного коммунизма. Практика революционной борьбы, соединяющая в себе как победы, так и поражения, порождает новое знание. За полтора с лишним века классовой борьбы он приобрёл черты творчества миллионов, но при этом неизменно сохранял и сохранил свои исходные признаки: оставаться материалистическим пониманием истории, методологией теоретического и практического познания окружающей действительности, революционным классовым учением, направленным на замену капитализма социализмом в процессе пролетарской борьбы. Его творческое развитие — это не что иное, как наращивание знаний на основе этих фундаментальных признаков.
Творческое развитие марксизма-ленинизма коренным образом отличается от ревизионизма, который, во-первых, всегда связан с отказом от коренных признаков этого учения, во-вторых, классовую борьбу оскопляет до протестного движения, ограничивающегося косметическим ремонтом капитализма, в-третьих, отдаляет, а не приближает победу социалистической революции, способствует продлению существования общества, в котором господство частной собственности порождает эксплуатацию человека человеком.
Каждый член партии должен стать и пропагандистом определённых Программой КПРФ стратегических целей, направленных на ликвидацию капиталистического строя, и агитатором, нацеленным на успешную реализацию конкретных проявлений классовой борьбы, и организатором этой борьбы. А для этого он должен быть вооружён знанием марксистско-ленинской теории.