На видеоконференции с участием фракции КПРФ в Государственной Думе и министра экономического развития М. Г. Решетникова заместитель Председателя ЦК КПРФ Ю. В. Афонин задал министру вопрос, посвященный судьбе «АвтоВАЗа», а также государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Юрий Афонин напомнил, что в 1990-е годы почти вся промышленность страны, которая создавалась трудом нескольких поколений советских людей, была распродана частным собственникам за ничтожную часть реальной стоимости. А затем по цепочке сделок многие крупнейшие и стратегические предприятия перешли во владение иностранных корпораций.
КПРФ решительно выступала против этого ползучего перехода российской экономики под иностранный контроль. А сейчас, в период кризиса, охватившего всю глобальную капиталистическую экономику, это создает новые угрозы. На днях министр финансов Франции заявил, что крупнейший автоконцерн «Рено» может прекратить свое существование. А три четверти тольяттинского «АвтоВАЗа» принадлежит «Рено групп», одна четверть – «Ростехнологиям».
В апреле этого года было продано всего 10 тысяч автомобилей «Лада» – это втрое меньше, чем в апреле 2019 года. В мае тоже, видимо, будет иметь место значительное снижение продаж.
Между тем на предприятии работают 35 тысяч человек. Еще сотни тысяч человек заняты на смежных производствах, плюс десятки тысяч – в дилерской и сервисной сети. «АвтоВАЗ» – это по-прежнему градообразующее предприятие в 700-тысячном городе Тольятти. И это, безусловно, одно из стратегических предприятий России.
Зампред ЦК КПРФ поставил вопросы: что будет с Тольятти и сотнями тысяч работников завода и смежных предприятий, если «Рено» действительно обанкротится? Какие меры принимает правительство для спасения «АвтоВАЗа»? Рассматриваются ли варианты ренационализации «АвтоВАЗа» и других стратегических предприятий?
Юрий Вячеславович также задал вопрос об отношении министра к государственным и муниципальным унитарным предприятиям. В коридорах власти неоднократно предлагалось их ликвидировать под предлогом, что они, дескать, «мешают конкуренции». Коммунисты отстаивают необходимость сохранения этих предприятий. В последние месяцы ГУПы и МУПы сыграли огромную роль. В условиях, когда частный бизнес во многом свернул свою работу, ГУПы и МУПы гарантировали надежное жизнеобеспечение российских городов и регионов. Эпидемия COVID-19 продемонстрировала, что и сегодня, и в будущем вполне возможны чрезвычайные ситуации в масштабе всей страны. А ГУПы и МУПы являются незаменимым инструментом в таких ситуациях.
Готово ли министерство занять твердую позицию против приватизации и ликвидации государственных и муниципальных предприятий? – спросил зампред ЦК КПРФ.
В ответ глава Министерства экономического развития рассказал о мерах по поддержке автопрома. По разным направлениям отрасли выделено 25 млрд. рублей. Решетников отметил важность скорейшего открытия автосалонов, чтобы начали восстанавливаться продажи.
Министр также заявил, что, еще будучи губернатором, выступал против ликвидации ГУПов и МУПов. «Не надо думать, что придет частник, и все вопросы, которые были, они чудесным образом рассосутся, ничего подобного», – сказал он.
Характерно однако, что министр ушел от ответа на вопрос о возможности ренационализации стратегических предприятий. Получается, что сегодня, как и в кризис 2008-2009 годов, капиталистами, в том числе иностранным, выделяется масштабная помощь из российского бюджета. Конечно, это необходимо для спасения предприятий и сохранения рабочих мест. Но было бы и логичным, и справедливым, если бы капиталисты рассчитывались за госпомощь прежде всего пакетами акций этих предприятий. Это позволило бы провести ренационализацию важнейших активов. Необходимо вытеснять из российской экономики западный капитал. Надо увеличивать экономическую мощь государства. Только ренационализация позволит собрать в руках государства достаточные экономические резервы для осуществления масштабных проектов развития страны.
Пресс-служба ЦК КПРФ
2020-05-26