В.И. Кашин: «Промышленность России: провал в 20 лет»
2011-09-02 15:52 По страницам газеты «Правда». В. И. Кашин, заместитель председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам . View the full image
Индустриализация в СССР, на удивление всему миру, в кратчайшие сроки вывела страну из отсталости на передовые рубежи. Высокая техническая оснащенность экономики позволила одержать победу в Великой Отечественной войне, восстановить разрушенное войной хозяйство, сделать Советский Союз самодостаточным для развития всех отраслей народного хозяйства и быть независимым от мирового рынка и его кризисов.
Разгром производственного потенциала
Мощь и независимость СССР не давали покоя империалистическим кругам. В конце 80-х годов прошлого столетия в СССР были импортированы с Запада идеи, в основе которых лежал тезис, что заводы и фабрики в Советском государстве — бесхозные и должны обрести своего хозяина. Хозяева нашлись незамедлительно, и самые доходные предприятия посредством приватизации попали в руки абрамовичей, дерипасок, гусинских и березовских. За 20 лет эти господа измотали весь производственный потенциал главных отраслей экономики, выкачали 2 триллиона долларов и отправили за границу. Более 25 тысяч промышленных предприятий было законсервировано и затем разрушено, остальные использовались на 5—7% мощности. А 750 тысяч объектов незавершенного строительства разграбили и уничтожили.
За 13 лет было приватизировано более 95 тысяч предприятий, от реализации которых государство получило 507,5 млрд. рублей — копеечную сумму. Сравните: за 7 лет — с 2000 по 2006 год — доходы от работы государственных предприятий составили сумму в 3 раза большую, чем от приватизации. Однако это никого не смутило, приватизация продолжалась и продолжается.
Но этого было мало. Чтобы монополизировать рынок, надо было убрать «лишние» предприятия, не принадлежавшие олигархии. Для этого в срочном порядке приняли закон о банкротстве, который быстро стал инструментом рейдерства и механизмом уничтожения экономики. В чём и преуспели: 70% промышленности было уничтожено.
За годы «реформ», например, доля машиностроения в структуре промышленного производства сократилась в 2 раза, легкой промышленности — в 12 раз. Прекратили свою деятельность более 75 тысяч промышленных предприятий и 29 тысяч крупных сельскохозяйственных организаций. Промышленное производство по своим объёмам откатилось за послевоенный уровень. Практически полностью уничтожены такие отрасли, как авиастроение, судостроение, машиностроение.
Кривая модель экономики
Экономику России хорошо характеризует учётная стоимость основных фондов. Общая стоимость их сегодня составляет 60,4 триллиона рублей. При этом 29,7% приходится на транспорт и связь, 22,7% — на недвижимость, итого — 52,4%. На обрабатывающие производства — основу экономики — приходится всего 8,5%, примерно столько же, сколько на добывающую отрасль. Производство средств производства и товаров народного потребления стало необязательным в нашей стране.
Эффективность экономики и всех её отраслей приобретает особую остроту при уже имеющейся угрозе «безнадёжной отсталости». Такая корпорация, как Газпром, имеет производительность труда в 15 раз ниже, чем аналогичная компания США. Производительность труда в основных отраслях экономики сейчас в 2—3 раза ниже, чем в советский период. Динамика роста производительности труда в экономике в последние годы была на уровне 5—6%. При этом самая высокая производительность труда наблюдалась в сфере операций с недвижимостью, в гостиничном и ресторанном бизнесе.
Промышленность полностью деградировала. Её производственные мощности используются лишь наполовину, а судя по объёмам производства, мощности сократились в десятки раз.
Почти в 3 раза снизился экспорт отечественных машин и оборудования; зато их импорт возрос на 155%. Иностранные товары завалили рынок страны. При этом число безработных россиян превысило 5 миллионов. Экспорт природных ресурсов возрос в 2 раза. Появились биржи, начал функционировать фондовый рынок. Спекулятивно-сырьевая модель экономики обрела реальные черты. Сегодня до 65% вклада в производство валового продукта даёт сырьевой комплекс страны, он же обеспечивает подавляющую часть расходов федерального бюджета и положительный торговый баланс, обеспечивая до 70% экспорта. Россия стала полностью зависеть от мирового рынка, в том числе от поставки продовольствия. Уничтоженная самодостаточность стала главной причиной глубочайшего кризиса в 2008—2010 годах.
Инвестиционная карусель
Чтобы оправдать разрушительные действия правительства, пачками принимались законы, выстилающие дорогу к дальнейшему произволу плодящихся мошенников. Криминальная буржуазия получила послабление в налогах на сверхдоходы, срок давности за экономические преступления ей скостили до трёх лет, обеспечили возврат НДС даже за бестоварные операции, подарили Трудовой кодекс такой, какой хотели, отмену ГОСТов и СНиПов и многое другое. Но всё это создавалось для «своих», экономика от этих нововведений продолжала разрушаться.
Эффективность экономики определяется прежде всего уровнем её технической оснащённости, которая в свою очередь зависит от инвестиций, вложенных в модернизацию основных производственных фондов. Сегодня инвестиции в основной капитал составляют всего 63% от уровня 1990 года. Анализ инвестиционной политики показывает, что с 1995 года по настоящее время объём инвестиций в отраслях был на одном и том же уровне, следовательно, это была политика государства.
Немаловажным обстоятельством является и то, что с помощью правительства умело организована «карусель» инвестиций. Российские инвестиции направляются в основном в такие страны, как Кипр, Нидерланды, Виргинские острова, Люксембург, а иностранные инвестиции Россия получает в основном из этих же стран, но не в реальный сектор экономики, а в спекулятивный. Схема проста. Российская олигархия выкачивает из предприятий все финансовые средства и отправляет за границу в свои зарубежные структуры. А затем направляет их в Россию, но уже как иностранные инвестиции, за которые несет ответственность государство, и вкладывает их в основном в доходные активы. Вот почему иностранные инвестиции не оказывают никакого влияния на развитие отечественной экономики.
Не лучше положение с амортизационными отчислениями. Использование этих средств учитывает статистика по факту направлений, но целевое использование никто не проверяет. Ловкие люди прогоняют средства через предприятие и отправляют, как правило, за границу, а предприятие, по отчетности получившее инвестиции, остаётся на прежнем уровне.
Ловкие люди сегодня у кормила власти. Их не удручает положение в экономике и стране. Их не смущают трагические итоги приватизации. Личное обогащение — прежде всего! И вот уже с начала этого года по России катится очередной вал приватизации: по одному АО за каждый рабочий день и по три ФГУПа за месяц. Всего 809 АО и 114 ФГУПов, не считая мелочёвки. Никакой необходимости в этом нет. В бюджете полно нефтегазовых доходов, так что деньги не нужны. Смены собственника не требуется, частный собственник показал себя как жулик и мародёр, а государственные предприятия работают вдвое эффективнее частных. Работали бы еще лучше, если бы не мешали чиновники. Тогда зачем же приватизируют самые эффективнее предприятия? Странный вопрос. Для личного обогащения! И делает это не кто иной, как президент и правительство. На продажу выставляются 7,97% акций «РусГидро», 7,58% акций Сбербанка России, 4,11% акций «Федеральной сетевой компании Единой энергетической системы», 25% минус 1 акция «Роснефти», РЖД, «Совкомфлота», Объединенная зерновая компания.
Приобретение любого из этих предприятий даст возможность владельцу плевать в потолок, ничего не делая. А государство получит аж 1 триллион рублей! Надо сказать, что один пакет акций РЖД (25% минус 1 акция) принесёт новому владельцу больше, чем весь рассчитанный доход государства!
Вывод очевиден: программу приватизации на 2011—2013 годы нужно отменять! Иначе нынешняя приватизация станет очередным этапом расхищения остатков государственной собственности.
Плоды работы «эффективных собственников»
Между тем промышленность продолжает деградировать. Износ оборудования, находящегося в частных руках, подошёл к катастрофическому пределу. Ввод в действие основных фондов за 20 лет сократился на 80%, на столько же изношено технологическое оборудование: станочный парк — на 75%, контрольно-измерительные приборы — на 75%, энергетическое оборудование — на 80—90%. В правительстве никого не заботит катастрофическое положение в этой сфере. Жажда наживы помрачила головы всего государственного управления. Техническое состояние основных производственных фондов в катастрофическом состоянии. 30% предприятий убыточны. Всё, что сегодня производит Россия на своих изношенных мощностях, не идёт ни в какое сравнение с советским периодом.
На уровень 1990 года вышел только топливный комплекс, который необходим для мировых спекуляций, всё остальное в полном провале. Производство станков уменьшилось в 37 раз, комбайнов — в 15 раз, тракторов — в 34 раза, грузовиков — в 4 раза, тканей — в 2,5 раза, обуви — в 4 раза, молока — в 4 раза, мяса — в 6 раз. Из всей номенклатуры произведенных товаров, которые учитывает статистика, в производстве пищевых продуктов достигли уровня 1990 года только 5 изделий из 19; в текстильной промышленности — ни одного; кожаные изделия: из 10 — одно (кожаные папки); в обработке древесины: из 7 изделий — два; в металлургии: из 41 изделия — 4; в производстве машин и оборудования: из 48 изделий — 10; в производстве транспортных средств: из 11 изделий — два.
Положение в таких базовых отраслях, как авиастроение, просто катастрофическое. Износ основных фондов в отрасли составил в 2010 году 80%. Поэтому 80% перевозок в России осуществляются иностранными самолетами. Объемы авиаперевозок по сравнению с 1990 годом снизились в 4 раза. Доля российских самолетов в мировом парке составляет 2%. На начало 2010 года в России было 1500 самолетов, из которых 70% — старые отечественные и 4% — новые отечественные.
В последние годы Россия почти не производит самолеты. В 2010 году было построено всего 7 гражданских лайнеров. Производительность наших авиастроительных заводов хорошо иллюстрируется производительностью «Боинга», равной 4 самолетам в неделю. Получается, что весь российский авиапром в 2010 году работал меньше двух недель. Вот почему финансовое положение наших авиазаводов на грани банкротства.
Лживые «приоритеты»
Приоритет авиастроения у российского правительства проявляется не в том, чтобы обеспечить заказами российские заводы. Наоборот, в 2009—2010 годах заключён контракт на поставку 100 самолетов «Боинг-737». При этом Россия упразднила ввозные пошлины на эту продукцию!
Остановлено производство самолета Ту-334. Дальнемагистральные Илы решено не выпускать. Расторгнут договор с Ираном на поставку самолетов Ту-204. «Атлант-Союз», компания московского правительства, отказалась в 2010 году закупать Ту-204СМ. На хвалёный «Суперджет» портфель заказов сократился до 20 самолетов. Новый самолет МС-21 обещают сделать только к 2016 году.
По разным причинам остановлено производство практически всех отечественных самолетов. А недавняя авария на самолете Ту-134 по вине экипажа дала повод президенту Д. Медведеву запретить их эксплуатацию. При такой политике российский авиапром через 5 лет будет уничтожен.
Не лучше положение в судостроении. Морской флот России по дедвейту занимает 13-е место в мире. В советское время был на 3-м месте. Сегодня в составе морского флота насчитывается около полутора тысяч судов общим дедвейтом около 15 млн. тонн. Средний возраст судов — 20 лет.
Мощности судостроительных заводов позволяют выпускать более 30 крупных судов в год. Однако Россия не строит своих судов, а ежегодно заказывает их за рубежом. На долю российских предприятий приходится всего 10% заказов. Согласно оптимистическим прогнозам правительства, возможности строительства уникальных судов, объёмы производства судостроительной промышленности к 2015 году могут вырасти до 6 млрд. рублей. Если поделить эту сумму на 58 крупных предприятий, то в среднем на одно предприятие придется 103 миллиона рублей в год. При таком объёме заказов заводы не смогут выжить. При этом правительство закупает во Франции два никому не нужных, устаревших десантных корабля «Мистраль», а свои предприятия оставляет без дела.
Авария на судне «Булгария» так же, как и в авиации, дала повод запретить эксплуатацию судов этой конструкции, хотя конструктивные особенности корабля ни при чем: виновата хищническая эксплуатация судна. При таком подходе в скором времени будет запрещена вся экономическая деятельность в России. Хищническая эксплуатация относится и к зданиям, и сооружениям, и технике. При отмене стандартов, СНиПов и сокращении государственного контроля небезопасно будет даже сидеть в квартире. Так не лучше ли восстановить государственный надзор и контроль над строительством и эксплуатацией сооружений и техники, чем запрещать производство изделий отечественной промышленности?!
Но это промышленная политика нашего правительства! Продекларированное удвоение валового внутреннего продукта за 10 лет — тоже обман. Положение в промышленности показывает, что к этому никто и не стремился. С 2001 по 2010 год реальный ВВП вырос всего на 59,2%. Зато показатели внешнеторгового баланса впечатляют. Доля машин и оборудования в импорте в 2010 году составила 44,4%, текстиля и обуви — 6,2%. На эти цели было израсходовано 116,2 млрд. долларов. Надо ли говорить, как эта сумма пригодилась бы отечественной промышленности?!
Позиция КПРФ
Любому и каждому понятно, что экономическая политика правительства идёт вразрез с интересами России. КПРФ неоднократно требовала от правительства изменить курс экономических реформ. Нами разработана социально-экономическая программа, которая даёт полное представление, как и какими мерами можно и нужно вывести экономику из коллапса. Однако правительство не хочет прислушиваться к голосу разума и продолжает свою политику. Мы провели в Государственной думе «круглый стол», посвященный преодолению кризиса, разработали Антикризисную программу, но из неё правительством были взяты только отдельные предложения. Мы провели «круглый стол», рассмотрели на пленуме ЦК КПРФ вопросы модернизации, дали развернутую программу действий, способную реально улучшить положение в экономике. Материалы были направлены в министерства и ведомства, губернаторам и законодательным органам субъектов Федерации, и ответы получены положительные. Однако правительство РФ не желает менять своё мнение и продолжает курс губительных реформ в интересах мошенников, воров и коррупционеров, но не страны и народа.
Двадцать лет разрушений! Молниеносного уничтожения страны не получилось, и это благодаря сопротивлению Компартии и духу основной массы народа, воспитанного при социализме. Что-то спасли, что-то не дали разграбить, и только благодаря этому сопротивлению ещё живет страна, теплится её экономика. Убежден, что недалек тот день, когда на смену коррумпированному режиму в России придет Правительство народного доверия и воплотит в жизнь все чаяния народа, которые набатом звучали все эти долгие 20 лет.