2013-12-07 11:27 По материалам russia-today.ru. Павел Анохин Фото ИТАР-ТАСС, Юрий Инякин, Николай Малышев
А может, наоборот: Какая Россия — такая и Конституция? Что из чего вытекает, определяет суть и дух, инициирует развитие событийОтвет на эти вопросы в преддверии 20-летия Основного закона и Федерального Собрания России, которое отмечается в эти дни, страна осмысляла в состоявшихся дискуссиях об их месте и значении в жизни современного российского общества, о соотношении норм права и морали, о проблемах разделения властей. Апофеоз торжеств — 9 декабря — совместное заседание палат Федерального Собрания и Совета законодателей Российской Федерации, 12 декабря — Торжественное собрание и праздничный концерт в Московском Кремле.
Однако зададимся вопросом: чем отличается Конституция 1993 года от предыдущих, в чем ее особенности? Советские Конституции принимались, как правило, в разгар переломных политических событий и во многом знаменовали собой переход от одного этапа политической истории к другому. Конституция РСФСР 1918 года была принята вскоре после Октябрьской революции, а Конституция СССР 1924 года — после образования Советского Союза. Сталинская Конституция СССР 1936 года утверждала новую постреволюционную эпоху социализма, а брежневская Конституция 1977 года запечатлела формирование советской системы в ее наиболее развитом, зрелом виде. Впрочем, и пятая Конституция России, принятая после трагических событий октября 1993 года, также знаменовала собой новую историческую эпоху Российского государства. Она, как отметил глава Государственной Думы Сергей Нарышкин, помогла преодолеть ту двусмысленность, ту половинчатость политических реформ конца 80-х — начала 90-х годов, в том числе и по формированию полноценной законодательной власти. И тем самым сформировала базу, заставив конструктивно сотрудничать, искать общие точки политического соприкосновения исполнительную и законодательную власти. Сам факт появления Федерального Собрания в начале 90-х годов стал символом возрождения демократических традиций в России. Отныне в Государственной Думе действуют фракции крупных политических партий. Парламентская трибуна стала профессиональной школой уже для нескольких поколений российских политиков самых разных идеологических предпочтений, которые заявили о себе и получили известность в парламентских дебатах.
Как считают творцы нового Основного закона, его положения принципиально отличаются от советских. «Если проанализировать их статьи, то они в основном были или декларативны, или крайне политизированы, — сказал в интервью для «РФ сегодня» Сергей Филатов, первый заместитель председателя Верховного Совета РСФСР (1990-1993), глава Администрации Президента России (1993-1996). — В Конституцию 1936 года, например, был введен термин «враг народа», и конституционно определялось, что политически неблагонадежные — это те, кто не сохраняет государственную собственность. В 1977 году брежневская Конституция ввела статью 6, где КПСС объявлялась главной руководящей и направляющей силой. Советы вынуждены были брать это к исполнению. Если в конституционных статьях говорится о свободе, то обязательно уточняется, как она осуществляется. Скажем: «В целях укрепления социалистического строя и в соответствии с интересами трудящихся законом гарантируются следующие свободы: совести, слова, печати…». То есть не просто гарантируется, а в целях. Но кто определяет эти целеукрепления? Советские Конституции, как правило, на 90 процентов содержали статьи о государственном устройстве, и лишь очень небольшая их часть касалась прав и свобод человека».
В Российской Конституции 1993 года во главу угла ставятся права человека. Четко определяется, какое мы имеем государство — демократическое, правовое, федеративное, социальное. Форма правления — республиканская. Четко разделены ветви власти — законодательная, исполнительная и судебная. Законодательство у нас осуществляется как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Между субъектами России и федеральным центром распределены полномочия, на что сейчас верховная власть, судя по прозвучавшим инициативам, настроилась всерьез. Местное самоуправление выведено из состава органов государственной власти. Конституция 1993 года — прямого действия. Это значит: суды могут исполнять свое судебное право, ссылаясь на статьи Основного закона страны. В предыдущих Конституциях всего этого не было.
«Празднуя 20-летие Конституции России, мы одновременно подводим итоги важного этапа в истории нашего Отечества, а именно — построения правового государства. Во многих развитых демократических государствах на это ушли столетия, в России же эти процессы заняли всего 20 лет. Российскую правовую систему сегодня просто невозможно представить без ее основы — Конституции. Она в полной мере доказала свою жизнеспособность и мощный государственно-правовой потенциал», — заявил на одной из недавних научно-практических конференций первый заместитель Председателя Совета Федерации Александр Торшин. И особо отметил, что именно Конституция 1993 года признала своей высшей ценностью не идеологические догмы и цели, а права и свободы человека, на которых базируется российская государственность. Прошедшие годы, по его мнению, доказали, что ресурсы Основного закона далеко не исчерпаны. Это и ресурс стабильности, незыблемости основ государственного порядка, но это и ресурс обновления, способности отвечать на вызовы времени. В качестве примера привел порядок формирования Совета Федерации, который за прошедшие 20 лет несколько раз менялся, но все время полностью оставался в рамках конституционной модели.
Создатели Основного закона смогли найти золотую середину формулы общественного устройства, которая, с одной стороны, гарантирует все основные права и свободы человека, свободное развитие гражданского общества, а с другой — позволяет строить сильную власть, способную защитить национальные интересы и, в конечном счете, защитить интересы каждого конкретного человека, считает глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов. Именно Основной закон задал программу жизни страны на годы вперед, отметил он, перечислив «фундаментальные ценности, закрепленные в Конституции, – народовластие, верховенство права, многопартийность, федерализм, разделение властей, социальная направленность государства, свобода экономической деятельности». Конституция 1993 года, подчеркнул Сергей Иванов, определяет: человек является целью, а не средством развития страны. «Сегодня Россия продолжает учиться жить по конституционным принципам. Спустя 20 лет после принятия Конституции на Всероссийском референдуме мы можем уверенно сказать: правовой фундамент России надежен и прочен. Он позволяет создавать адекватные и эффективные социальные механизмы, работающие на благо и процветание нашей страны», — констатировал Сергей Иванов.
И самовольную президентскую власть и слабую, зависимую власть законодательную, — заявил на пленарном заседании зампред Комитета ГД по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Обухов (КПРФ). — В соответствии со статьей 94-й Конституции «Федеральное Собрание» названо «представительным и законодательным органом РФ». Прошло 20 лет действия Конституции, но у этого «представительного и законодательного органа РФ» до сих пор нет ни своего юридического адреса, ни своего Председателя, ни своего Аппарата. Федеральное Собрание—это конституционный фантом! Ведь по строгому смыслу Конституции Государственная Дума, как и Совет Федерации, не являются даже самостоятельными государственными органами. Они только палаты Федерального Собрания, то есть структурные части такого государственного органа, как эфемерное «Федеральное Собрание». Зачем понадобилась такая конструкция? Ответ однозначен — чтобы еще больше понизить статус действительного органа законодательной власти РФ». Судя по социологическим исследованиям ВЦИОМ, мнения сторонников изменения Конституции и их оппонентов разделились примерно поровну. Яркий политик 90-х годов, один из семи членов Верховного Совета РФ, который проголосовал против ратификации Беловежского соглашения, депутат Госдумы I, II и IV созывов Сергей Бабурин уверен, что Конституция современной России должна быть нацелена на развитие Российского государства, включающее реинтеграцию и воссоздание российского союза, евразийского союза народов в его естественных границах. И убежден — изменения Конституции 1993 года в этой связи неизбежны.
Евгений Примаков, член Совета при Президенте РФ по науке и образованию, академик РАН, озабочен региональными проблемами. Сегодня, когда остро стоит вопрос о реиндустриализации России, об изменении структуры ее экономики, назрела необходимость оптимизации отношений между центром и субъектами Российской Федерации, считает он. Но российский федеральный центр при этом не должен растерять политические, экономические, административные функции, скрепляющие страну в единое целое. Главный вопрос, по его мнению, заключается в том, разовьется ли тенденция перехода от этнического принципа построения Федерации к территориальному, с чем некоторые политики связывают демократизацию российского федерализма. Отказ от этнической территориальной системы фактически означал бы конец федерализма в многонациональной России, уверен академик. В то же время целесообразно присоединить отдельные национальные образования к субъектам Федерации, созданным на административно-территориальной основе. «Но их объединение с другими субъектами Федерации ни в коем случае нельзя рассматривать как процесс отказа от этнических особенностей того или иного народа. Смешанный, национальногосударственный и административно-государственный характер федеративного устройства Российского государства отнюдь не противоречит формированию общероссийского гражданского общества, общероссийской идентичности», – подчеркнул Евгений Примаков.
Нет единодушия по «неприкосновенности» Конституции, судя по последним информационным сообщениям, и во фракции парламентского большинства. Так, депутат-«единоросс» Евгений Федоров рассказал журналистам о том, что подготовил предварительный проект закона о поправках в нынешнюю Конституцию. Одна из них предлагает исключить из 1-й главы Конституции пункт статьи 13 о том, что «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Другая — затрагивает пункт 4 статьи 15-й и предлагает отказаться от общепризнанных принципов и норм международного права как части правовой системы России. Третье изменение в том же духе касается 2-й главы Конституции «Права и свободы человека и гражданина». Его инициатива вызвала гневную отповедь ряда соратников по фракции. Зампред Госдумы Сергей Неверов («Единая Россия») даже пригрозил депутату оргвыводами. «Мы планируем обсудить предлагаемый законопроект на Конституционном собрании, — стоит на своем Евгений Федоров. — Первый этап поправок связан с исключением из Конституции внешней системы управления страной. Это шесть статей, которые прямо ссылаются на обязанность исполнять решения иностранных государств на территории нашей страны без согласия России. Мы намерены их исключать, а также будем работать над теми моментами, которые затронет Президент в Послании». Как ожидается, оно будет оглашено 12 декабря.
«У нас много претензий к Конституции, но Конституция имеет еще больше претензий к нам»,— заявил председатель Конституционного суда Валерий Зорькин, открывая международную конференцию в КС, где разгорелся спор о том, нужна ли России новая Конституция? «Политики и ученые не вполне ощущают, какую роль играет стабильность и сбалансированность конституционного текста, не осознают сакральную роль Основного закона как символа правовой идентичности нации,— отметил он. — Если у нас что-то не получается, с точки зрения высоких требований современного конституционализма, то главные причины надо искать вовсе не в тексте Конституции». И посоветовал видеть их в «социокультурном расколе», который вызван «несовершенством законодательства, «грехами» правоприменения и попытками навязать обществу, в том числе правовыми актами, обязательства безграничной и беспощадной толерантности». Все-таки получается: какая Россия — такая и Конституция!